Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Булгакова М. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Художественное своеобразие романа «Мастер и Маргарита»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» очень сложен в компози­ционном плане. В его сюжете параллельно существуют два мира: мир, в котором жили Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри, и современная Булга­кову Москва двадцатых-тридцатых годов XX века. Со сложной компози­цией связана .и непростая, разветвленная система персонажей, большое число двойников, параллелей и антитез.

В состав романа «Мастер и Маргарита» входят два повествования (о судьбе Мастера и о Понтий Пилате), которые находятся в сложных отно­шениях противопоставления, но в то же время и объединены общей идеей.

Роман о Понтий Пилате занимает меньше текстового пространства, чем роман о судьбе Мастера, но он играет важную смысловую роль, так как содержит глубокий философский подтекст. Он состоит из четырех глав, которые как бы «рассыпаны» в тексте повествования о Мастере и Маргарите. Первая глава - «Понтий Пилат» - это рассказ Воланда, кото­рый выслушивают Иван Бездомный и Берлиоз. Вторая глава - «Казнь» -'представлена как сон Ивана Бездомного. Третья и четвертая главы — «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» и «Погребение» — вводят­ся в роман как восстановленные Воландом рукописи Мастера, которые читает Маргарита. Следует отметить, что роман о Пилате вводится в повествование при помощи персонажей, входящих в систему образов глав­ного романа, вследствие этого главы о Понтий Пилате становятся частью романа о Мастере и Маргарите.

Главы, повествующие о прокураторе, резко отличаются по стилю от глав, описывающих Москву. Стиль вставного повествования отличается однородностью, скупостью мерной, чеканной прозы, переходящей, напри­мер, в главе «Казнь», в высокий стиль трагедии: «Ты не всемогущий бог. Ты черный бог. Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель и душа!»

Роман о Мастере посвящен современной автору Москве, ее обитате­лям и их нравам. Это повествование содержит в себе как гротескные сцены, так и сцены лирико-драматического и фантасмагорического харак­тера, что обуславливает разнообразие стилей повествования. Он содержит и низкую лексику («Если ты, сволочь, еще раз позволишь себе впутаться в разговор...»), и поэтическую, особенно в эпизодах, посвященных Мастеру, где язык повествования изобилует повторами и метафорами («тревожные желтые цветы»).

Следует отметить, что сцены, в которых Воланд встречается с жителя­ми Москвы, строятся по одному плану: встреча, испытание, разоблачение, наказание.

Воланд со своей свитой приезжает в Москву, чтобы посмотреть, изме­нились ли люди с тех пор, когда он последний раз их видел, не напрасна ли была жертва Иешуа.

И что же он видит? С москвичами Воланд встречается на представлении в театре «Варьете». Он видит, что люди такие же, какие и были: в меру алчные, корыстолюбивые, но и достаточно милосердные. «Люди как люди, квартирный вопрос только испортил их». Они не чувствуют своей ответ­ственности, поэтому в городе распространены доносы и взяточничество.

Жители Кршалаима ничем не отличаются от жителей Москвы. Так же, не замечая своей личной ответственности и выбирая смерть Иешуа, который ни в чем не виновен, вместо смерти Вар-Раввана, они тем самым прислуживают тьме.

Множество посетителей «Варьете» поменяли свою одежду на новую, чем как бы заключили сделку с дьяволом. Они подбирали летевшие бан­кноты и были наказаны за свою жадность. Наказан был и директор зрелищного сектора за бюрократизм. Булгаков наглядно показал, что ра­боту директора мог выполнять даже костюм без хозяина. Наказаны и остальные работники зрелищного сектора, вовлеченные в «кружковую ли­хорадку» . Наказан за жадность Никанор Иванович (выбиравший между «не положено» и деньгами), отправлен в Ялту Степа Лиходеев. Во всех этих эпизодах Воланд и его свита выступают в роли справедливого воз­мездия.

Так как роман «Мастер и Маргарита» состоит из двух относительно автономных повествований, он содержит в системе персонажей двух глав­ных героев - Мастера и Иешуа. Эти герои являются героями-двойника­ми. Также двойниками являются Иван Бездомный и Левий Матвей как последователи своих учителей, Алоизий Могарыч и Иуда из Кириафа как предатели.

В романе «Мастер и Маргарита» присутствует и любовная коллизия. Любовные отношения Мастера и Маргариты связаны со сменой времен года. Эта история любви (идиллическая по своей сути) разрушается, стал­киваясь с внешним миром, и восстанавливается с помощью потусторонних сил. Как и все герои в романе, Мастер и Маргарита делают свой выбор. Мастер делает свой выбор вполне сознательно: ему стал ненавистен плод трудов всей его жизни, роман о Понтий Пилате, слишком много горя испытал Мастер из-за этого романа. Маргарита встает на путь самоотдачи, жертвуя собой ради любимого человека. Она предпочитает Мастера своей богатой, беззаботной жизни в доме у любящего, но нелюбимого мужа, потом она вновь приносит себя в жертву во имя любви, отдавшись в руки нечистой силы и став ведьмой ради того, чтобы узнать что-либо о Масте­ре. И за это Маргарита была вознаграждена вечной любовью.

Таким образом, мы видим, что Булгаков нарушает жанровые каноны романа. Он делает главным объектом повествования не историю отдель­ных личностей, а историю целого народа.

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» построен как «роман в романе». Вследствие этого в нем можно выделить две резко контрастиру­ющие манеры повествования, двух главных героев. Роман о Мастере го­раздо сложнее в композиционном плане, чем роман о Пилате, но при чтении не возникает ощущения разрозненности частей произведения. Вся тайна композиционной целостности романа - в связующих нитях между прошлым и настоящим.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.