Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Булгакова М. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Трагедия Мастера (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Слово «мастер» не случайно вынесено Булгако­вым в заглавие его знаменитого романа «Мастер и Маргарита». Он действительно является одной из цент­ральных фигур булгаковского произведения. В беско­нечно сложной структуре «Мастера и Маргариты» автору романа о Понтии Пилате принадлежит особая роль, как человеку, перевернувшему жизнь Ива­на Бездомного, Маргариты.

Судьба Мастера складывается под воздействием разнонаправленных могущественных сил, каждая из которых пытается увлечь его за собой. Божественной волей ему дарован писательский талант, который де­лает безвестного сотрудника музея Мастером. Рабо­тая над своим произведением о «жестоком пятом прокураторе Иудеи всаднике Понтийском Пилате», Мастер тем самым выполняет завет Бога. Но живет он в мире, где злые, пошлые, скудоумные ничтоже­ства пришли к власти, где, по великолепному опреде- лению Булгакова, «чего ни хватишься, ничего нет». В этом мире божественный дар Мастера оказывает­ся под запретом как нечто очень опасное. Латунский, ловкий литературный критик, отлично чувствующий, откуда дует ветер, обрушивается на книгу, которую прежде него разносят другие критики. Алоизий Мо-гарыч пишет донос на опального писателя и оставля­ет Мастера без крова.

Характерно, что прибежищем Мастера после этого становится клиника для душевнобольных. Этот момент сюжета, с одной стороны, связан с темой бес­численных «психушек», куда убирали неугодных со­ветским властям людей, с другой — показывает, что гений часто воспринимается как безумец, а внутрен­ние законы, по которым он живет, непонятны толпе и воспринимаются ими как сумасшествие.

Мастер представлен в романе не только как ав­тор «негорящей рукописи», но и как возлюбленный главной героини — Маргариты. Таким образом, тема творчества и тема любви неразрывно переплетаются в повествовании, так как сами эти понятия связаны с возвышенным состоянием человеческой души, по­даренным самим Богом. Удивительный, раздвоенный образ Маргариты вносит в жизнь Мастера и боже­ственное, и дьявольское. Недаром Булгаков показы­вает ее до встречи с Воландом «косящей на один глаз ведьмой, украсившей себя ветками мимозы». Но, как известно, все сатанинское, связанное с Воландом, вы­ступает в романе в особом качестве: это та сила, «что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Одним дви­жением Воланд наводит порядок в перевернутом мире, где процветали римские, лиходеевы и варенухи, но нельзя с уверенностью говорить о том, что встреча с сатаной становится безусловным благом для Мастера и Маргариты.

Да, Маргарита, продавшая свою душу дьяволу и принявшая облик ведьмы, сумела вызволить Масте­ра из заточения. Но получив все назад: возможность снова жить в своем доме, нетронутые огнем рукопи­си, — сам Мастер отказывается писать о чем бы то ни было. Ни высокая тема Иешуа и Пилата, ни земная и злободневная — Алоизия Могарыча, его больше не привлекают. Маргарита нашептывает на ухо своему возлюбленному, что все вернулось и все возможно: и творчество, и любовь, и жизнь, — но Мастер отверга­ет все обольщения, он требует лишь покоя. Предви­дя это, Левий Матвей просит для Мастера именно покоя, выражая тем самым высшую волю Господа.

Итак, неся в себе дар Божий, Мастер все-таки не приемлет даров Воланда, и за встречу с сатаной Мас­тер и Маргарита платят своей земной жизнью. Мо­мент их ухода в иную жизнь полон печали: «Боги, Боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает, это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, зная, что одна смерть его успокоит...».

Но не так уж печальна история Мастера на зем­ле: он оставляет на ней свой след, и не только в его романе, неподвластном огню, но и в душе Ивана Без­домного, который стал совершенно другим человеком, достойным учеником своего мудрого, бесконечно сча­стливого и бесконечно страдающего учителя.

На примере судьбы Мастера Булгаков в своем романе помещает важнейшие для него мысли, суж­дения и размышления о месте художника, творче­ской личности в обществе, в мире, о его взаимо­отношениях с властью и своей совестью. Булгаков приходит к выводу о том, что художник не должен лгать ни себе, ни другим людям. Художник, который лжет, не в ладу со своей совестью, теряет всякое пра­во на творчество.

В связи с этим фигура Мастера в романе неодноз­начна: он остается внутренне верен себе, но в то же время у него нет сил творить на земле, лживо согла­шаясь или настойчиво сопротивляясь существующей общественной морали, его творчество лишено комп­ромиссов, поэтому он «не заслужил света, но заслу­жил покой». И именно Воланд и его свита восстанав­ливают справедливость по отношению к Мастеру, делая его рукописи «негорящими», что означает, по мысли самого Булгакова, что только истинное твор­чество бессмертно!

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.