Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Булгакова М. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Тема свободы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Пожалуй, нет человека, который не согласился бы с тем, что тема свободы традиционно была одной из самых острых тем в русской литературе. И нет такого писателя или поэта, который не считал бы свободу для каждого человека столь же необходимой, как воздух, пища, любовь.

То тяжелое время, которое мы видим сквозь призму ро­мана «Мастер и Маргарита», на первый взгляд не так уж страшно для героев произведения. Однако, зная историю, мы понимаем, что тридцатые — сороковые годы нашего столе­тия — одни из самых страшных в жизни государства Российского. И страшны они прежде всего тем, что в то время жестоко подавлялось само понятие духовной свободы.

По мнению М. А. Булгакова, свободным в широком смыс­ле слова может быть лишь тот, кто чист душой и может вы­держать проверку, которую устроил в романе жителям Мос­квы Сатана, князь тьмы. И тогда свобода — это награда за те трудности и лишения, которые тот или иной персонаж пере­нес в жизни.

На примере Понтия Пилата, обреченного на бессонницу и беспокойство долгими лунными ночами, можно проследить взаимосвязь: вина — искупление — свобода. Вина Пилата в том, что он обрек арестанта Иешуа Га-Ноцри на нечеловечес­кие муки, не смог найти в себе сил признать его правоту тогда, «ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисса­на...» За это он был обречен на двенадцать тысяч ночей раская­ний и одиночества, полных сожалений о прерванном тогда разговоре с Иешуа. Каждую ночь он ждет, что к нему придет арестант по имени Га-Ноцри и они вместе пойдут по лунной до­роге. В конце произведения он получает от Мастера как от творца романа долгожданную свободу и возможность осущест­вить свою давнюю мечту, о которой он бредил долгие 2000 лет.

Один из слуг, составляющих свиту Воланда, также прохо­дит через все три стадии на пути к свободе. В ночь прощания шутник, задира и балагур, неутомимый Коровьев-Фагот пре­вращается в «темно-фиолетового рыцаря с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом». По словам Воланда, этот рыцарь когда-то допустил ошибку и неудачно пошутил, со­чинив каламбур о свете и тьме. Теперь он свободен и может следовать туда, где он нужен, где его ждут.

Писатель создавал свои роман мучительно, в течение 11 лет писал, переписывал, уничтожал целые главы и снова творил. В этом было отчаяние — ведь М. А. Булгаков знал, что пишет, будучи смертельно больным. И в романе появля­ется тема свободы от страха смерти, которая нашла свое от­ражение в сюжетной линии романа, связанной с одним из главных героев — Мастером.

Мастер получает от Воланда свободу, причем не просто свободу передвижения, но и свободу выбора собственного пути. Она была дарована ему за тяготы и лишения, связан­ные с написанием романа, за талант, за душу, за любовь. И в ночь прощения он почувствовал, как его отпускают на свобо­ду, как только что он отпустил им созданного героя. Мастер обретает вечный приют, соответствующий его таланту, при­ходящийся по душе и ему, и его спутнице Маргарите.

Однако свобода в романе даруется только тем, кто осознанно в ней нуждается. Ряд персонажей, показанных авто­ром на страницах романа «Мастер и Маргарита», хоть и стремятся к свободе, но понимают ее крайне узко, в полном соответствии с уровнем своего духовного развития, своими моральными и жизненными потребностями.

Автору не интересен внутренний мир этих персонажей. Он включил их в свой роман для точного воссоздания той атмо­сферы, в которой творил Мастер и куда грозой ворвался Воланд со своею свитой. Жажда духовной свободы у этих «испор­ченных квартирным вопросом» москвичей атрофирована, они стремятся лишь к свободе материальной, свободе выбора одеж­ды, ресторана, любовницы, работы. Это позволило бы им вести спокойную, размеренную жизнь городских обывателей.

Свита Воланда как раз и является фактором, который по­зволяет выявить человеческие пороки. Устроенное в театре варьете представление разом сдернуло маски с людей, сидя­щих в зрительном зале. После прочтения главы с описанием выступления Воланда со свитой становится понятно, что эти люди свободны в том своем изолированном мире, в котором они живут. Иного им не требуется. Они даже не могут дога­даться, что что-то другое существует.

Пожалуй, единственным человеком из всех показанных в романе москвичей, не согласным мириться с этой убогой ат­мосферой наживы, является Маргарита.

Ее первая встреча с Мастером, во время которой инициато­ром знакомства была она сама, глубина и чистота их отноше­ний свидетельствуют о том, что Маргарита — женщина неза­урядная, талантливая — способна понять и принять тонкую и чувствительную натуру Мастера, оценить его творения. Чувст­во, имя которого — любовь, заставляет ее искать свободы не только от своего законного мужа. Это не проблема, и она сама говорит, что для того, чтобы от него уйти, ей надо лишь объяс­ниться, потому что так поступают интеллигентные люди. Мар­гарите не нужна свобода для нее одной, но она готова бороться с чем угодно ради свободы для двоих — себя и Мастера. Ее не страшит даже смерть, и она с легкостью ее принимает, потому что уверена, что с Мастером она не расстанется, зато полнос­тью освободит себя и его от условностей и несправедливости.

В связи с темой свободы нельзя не упомянуть и еще одного героя романа — Ивана Бездомного. В начале романа этот чело­век — прекрасный образец человека, несвободного от идеологии, от внушенных ему истин. Верить в ложь удобно — но это ведет к потере духовной свободы. Но встреча с Воландом за­ставляет Ивана начать сомневаться — а это начало поиска сво­боды. Из клиники профессора Стравинского Иван выходит другим человеком, другим настолько, что для него больше не имеет никакого значения прошлое. Он обрел свободу мысли, свободу выбора собственного пути в жизни. Конечно, огромное влияние оказала на него встреча с Мастером. Можно предполо­жить, что когда-нибудь судьба снова сведет их.

Итак, мы можем сказать, что всех булгаковских героев можно разделить на две группы. Одни не задумываются об истинной свободе, и они герои сатирического сюжета. Но есть в романе и другая линия — линия философская, и ее ге­роями становятся люди, жаждущие обрести свободу и покой.

Проблема поиска свободы, стремления к независимости наряду с темой любви является главной в бессмертном рома не М. А. Булгакова. И именно потому, что эти вопросы всег­да волновали, волнуют и будут волновать человечество, ро­ману «Мастер и Маргарита» суждена долгая жизнь.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.