Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Шукшина В. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «Взваливши наши тяжести...» (по рассказу «Мастер»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Василий Макарович Шукшин прожил только сорок пять лет, но сколько он успел сделать, хватило бы на многие жиз­ни, одних рассказов у него более ста двадцати.

У Шукшина важен весь рассказ, все его герои и характеры и — «не в общих вытвержденных чертах, но в их национально вылившейся форме, поражающей нас живостью, так что мы говорим: «Да это, кажется, знакомый человек...»

Вот, например, герой рассказа «Мастер» — Семка Рысь — «забулдыга, но непревзойденный столяр». Он говорит, что ему «все остолбенело на свете», и он транжирит свои «лошадиные силы» на что угодно — поорать, позубоскалить, нашкодить где-нибудь — милое дело. Правда, полтора года в рот не брал, потом заскучал и снова стал поддавать.

Довольно неприглядный портрет. Но, прочитав рассказ, мы все свои симпатии отдаем этому человеку. Чем же взял нас за живое Семка Рысь, какими такими качествами привязал к себе? Может быть, тем, что он прекрасный столяр, умелец, каких поискать? Да, пожалуй, не только этим. Видит и ценит Семка окружающую красоту. Именно поэтому решил отремон­тировать старый храм, не хотел спокойно смотреть на то, как гибнет красота — творение старого мастера. Уж больно задела его за живое талицкая церковь. Смотрит Семка на «задумки» старого мастера и диву дается, старается разгадать смысл того или иного способа кладки, «тайну приклада». «Семка сел на приступку алтаря, стал думать: зачем этот каменный прикладок? И объяснил себе так: мастер убрал прямые углы — раз­рушил квадрат. Так как церковка маленькая, то надо было

создать ощущение свободы внутри, а ничто так не угнетает, не теснит душу, как клетка-квадрат».

И радостно, и жутко становится Семке, что отгадал он тай­ну древнего мастера, соприкоснулся с прекрасным, понял, что сумеет возродить былую красоту храма. Да и дел совсем не­много. «До холодов можно управиться». Но в области объяс­нили Семке, что храм не является оригинальным строением, а повторяет Владимирские, более ранние храмы. Ничегошеньки он не добился, не сделал. «С тех пор он про талицкую церковь не заикался, никогда не ходил к ней, а если случалось ехать мимо, он поворачивался к церкви спиной».

Казалось бы, только посочувствовать Семке, пожалеть его жизнь. Но возникает другая мысль. Почему только Семке хоте­лось возродить красоту? Намерение героя отремонтировать цер­ковь, хотя об этом его никто не просит, его способность ради боль­шого интересного дела забыть и «зеленого змия», и другие «удо­вольствия» уже само по себе очень дорога и обнаруживает в Сем­ке высокие нравственные качества. Приоткрывая душу и сердце героя, автор показывает нерастраченное добро и теплоту, которые мастер готов вылить в работу, только никому это не нужно. Вот и бунтует, дебоширит он, протестуя против людского равнодушия и черствости. «Ну и что же, что талицкая церковь — копия. Красо­ты-то от этого не убавилось». И мы совершенно соглашаемся с Семкой. Ведь творение древнего мастера радовало многие поколе­ния людей! Почему на нас все должно закончиться?

Казалось бы, небольшой рассказ, а какой глубокий смысл заложен в него автором, воистину — мал золотник, да дорог. Поражает и неоднозначность рассказа. Не только критикует бездушных и черствых чиновников Шукшин, а надеется на простых людей, подобных Семке, способных увидеть и уди­виться красоте творения рук человеческих, постараться сохра­нить эту красоту для потомков.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.