Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Шукшина В. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: "Нравственность — есть правда" (По рассказу В. М. Шукшина "Чудик")


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Творчество писателя, кинорежиссера и актера В. М. Шук­шина привлекает внимание остротой постановки извечной проблемы о смысле жизни, о непреходящих духовных ценно­стях человека — его нравственных идеалах, чести, долге, сове­сти. В его произведениях одно из ведущих мест занимают судьбы людей необычных, со сложными характерами, так на­зываемых "чудиков", стремящихся постичь движения собствен­ной души, смысл жизни. Таков главный герой рассказа "Чу­дик". Автор настойчиво подчеркивает его чудаковатость, ко­торая отличает героя от других, "правильных" людей. Этот прием помогает проявить лучшие его человеческие качества: правдолюбие, совестливость, доброту. Рассказ построен в фор­ме изложения событий, случившихся во время отпускной по­ездки Чудика к брату на Урал. Герой собирается в дорогу, покупает подарки племянникам, и тут происходит эпизод, в котором раскрываются прекрасные свойства его души: чест­ность, скромность, застенчивость.

Чудик глянул, "...а у прилавка, где очередь, лежит в ногах у людей пятидесятирублевая "бумажка". Создается проблемная для героя ситуация: тайком присвоить "бумажку" или объя­вить всем о находке и отдать ее владельцу, ведь она, "этакая зеленая дурочка лежит себе, никто ее не видит". Употребляя по отношению, к неодушевленному предмету слово "дурочка", Шукшин передает нюансы душевного состояния героя: радость от находки и от сознания того, что никто, кроме него, не видит "бумажку". При этом главный вопрос — как поступит Чудик

— остается пока открытым. Чудик объявляет всем о своей находке. Хозяина потерянной пятидесятирублевки не оказа­лось, и ее решили положить на видное место на прилавке. Ге­рой выходит из магазина в приятнейшем расположении духа. Он доволен собой, тем, как это у него легко, весело получилось. Но тут обнаруживается, что найденные деньги принадлежали... ему самому: "Моя была бумажка-то! — громко сказал Чудик.

— Да почему же я такой есть-то?" — вслух горько рассуждал Чудик. Совестливость, стеснительность героя не позволяют ему протянуть руку за проклятой бумажкой, хотя он понимает, что будет долго казнить себя за рассеянность, что дома ему пред­стоит объяснение с женой.

Показательно, что автор и в собственном повествовании, и в речи Чудика называет пятидесятирублевку не иначе как бумажка, тем самым подчеркивая пренебрежительное к ней отношение. В этом, на первый взгляд незначительном, эпи­зоде проявляется взгляд Шукшина на одну из важнейших проблем духовной жизни человека — мещанское накопи­тельство.

Однако своего героя автор отнюдь не идеализирует. Идеа­лизация противоречит самой сути творчества Шукшина, для которого высшей мерой художественности было стремление говорить обо всем просто и прямо. Чудик — человек рассе­янный (потеря денег), может показаться невоспитанным (на­зойливое приставание с разговорами к незнакомым людям), достиг не самых больших высот грамотности и т. д. Но все перечисленные недостатки героя представляются незначитель­ными по сравнению с его "светлой душой" (один из своих рассказов В. М. Шукшин так и назвал "Светлые души"). А то, что побуждают его совершать странные поступки мотивы положительные, некорыстные, делает простительной даже чу­даковатость, мнимую или подлинную.

Характерным для творчества писателя является раскры­тие лучших моральных качеств персонажей в моменты тяжелых испытаний, выпадающих на их долю. Автор ставит сво­его героя, человека доброго и совестливого, в условия, требую­щие всех душевных запасов добра и стойкости, чтобы не сло­маться, не разувериться, видя, что ультрасовременная нахра­пистая дрянь якобы и есть лицо нашего времени, а совесть и порядочность будто бы безнадежно устарели.

Несмотря на свою "простоту", Чудик размышляет над про­блемами, волнующими человечество во все времена: в чем смысл жизни? что есть добро и зло? кто в этой жизни "прав, кто умнее?" И всеми поступками доказывает, что прав он, а не те, кто считает его чудаком, "чудиком".

Произведения Василия Шукшина и их герои правдивы как в социально-бытовом плане, так и в художественном. "Нравственность — есть правда", — так определил свою глав­ную заповедь сам Василий Шукшин. Заповедь эта ни разу не была нарушена в его творчестве, он не шел ни на какие ком­промиссы с собственной совестью и говорил людям правду, какой бы горькой и трудной она ни была.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.