Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Шолохова М. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XX века («Тихий Дон»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Роман-эпопея разновидность романа,

с особой полнотой охватывающая

историчес­кий процесс в многослойном

сюжете, вклю­чающем многие человеческие

судьбы и дра­матические события народной жизни.

Из справочника по литературе для школьников

 

Ничто не может развиваться без опоры на тра­диции, без того, что сделано предшествующими по­колениями. Русская литература XX века не состав­ляет в этой связи исключения. Все лучшее, что было создано гениями XIX столетия, усвоено, осмыслено и новаторски развито М. Горьким, М. Булгаковым, М. Шолоховым и многими другими писателями.

Из века XIX пришли в нашу литературу темы, идеи, проблемы, жанры. В новых общественных ус­ловиях они порой наполнялись иным смыслом, но главным явилось то, что художники слова не отка­зались от прошлого, не «сбросили Пушкина», а за­одно и многих других с «корабля современности».

В своем сочинении я хочу обратиться к теме «Л. Толстой и М. Шолохов» в самом, на мой взгляд, трудном ее аспекте: влиянии романа-эпопеи «Вой­на и мир» на жанровое своеобразие «Тихого Дона».

Как известно, произведение Л. Толстого стало уни­кальным в литературе XIX века по степени охвата действительности. В нем соединены быт отдельного человека и жизнь народа, эпохальные исторические события и духовные поиски частных лиц, великих и неизвестных, реальных и вымышленных, глубокий психологизм и глубина авторских размышлений. Все это и делает его романом-эпопеей.

Прошло менее ста лет, и русская литература по­дарила миру книгу, автор которой творчески осмыс­лил традиции Л. Толстого уже на новом историчес­ком этапе: «Тихий Дон» М. Шолохова.

Но что может быть общего между замыслом Л. Тол­стого воплотить всенародную борьбу с иноземным на­шествием и «Тихим Доном», раскрывшим кровавые конфликты гражданской, т. е. внутринациональной, войны? На мой взгляд, сходство между двумя романа­ми заключено в стремлении их авторов показать стол­кновение значительных общественных сил, втянутых в грандиозный социально-исторический конфликт. Отсюда такое пристальное внимание писателей к «мысли народной». Национальный характер, душа народа — вот предмет художественного исследования М. Шолохова, продолжившего традиции Л. Толстого.

В романе «Тихий Дон» автор подробно говорит о тех духовных ценностях, которые передаются из по­коления в поколение в народе, подчеркивает трудо­любие донских казаков, их связь с землей. Даже в ужасной братоубийственной войне не забывают они о том, что являются земледельцами: «Надо было пахать и сеять. Земля звала, тянула к работе». Обильно поливая потом донскую землю, люди не просто обеспечивают свою жизнь, но сливаются с природой: «Выходили на покос всем хутором сра­зу..., одевались будто на годовой праздник. Так по­велось исстари».

Но начинается война. Ее трактовка в романе чем-то близка отношению Л. Толстого к Аустерлицкому сражению. По Шолохову, если смысл битвы не ясен солдатам, она превращается в «недоброе дело». Вспом­ним эпизод схватки двух отрядов: «...столкнулись на поле смерти люди..., в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые уда­ры..., разъехались нравственно искалеченные».

Но впереди народ ждало самое страшное испыта­ние. Волна кровавого братоубийства набежала на Дон. И вновь мы видим толстовский взгляд на войну: спра­ведливой может быть только освободительная вой­на. Однако Шолохов уверен, что никакие кровавые схватки не уничтожат нравственные ценности, кото­рые веками складывались в народе. Пантелей Прокофьевич не пускает к себе в дом Митьку Коршуно­ва, убившего семью Кошевого. Эта же мысль при­сутствует и в народных сценах. Вспомним XXIV главу третьей книги. Большевики решают раздать бедня­кам имущество арестованных казаков, но «толпа покатилась к выходу, как просыпанная дробь... Ко­шевой шепнул Ивану Алексеевичу:

— Я говорил — не будут брать».

Михаил лучше знает нравы гордых казаков, ко­торые не желают брать чужое добро.

Как и в романе «Война и мир», Шолохов в центр «Тихого Дона» помещает семью, пример человеческой общности, начало всей жизни. Но как трагически от­личаются судьбы Ростовых и Мелеховых в годину тя­желых испытаний! 1812 год сплачивает героев Толсто­го, они вместе переживают и отъезд из Москвы, и по­жар, ярким пламенем заалевший над ее небом, и ги­бель Пети. Гражданская война уничтожает уклад жиз­ни Мелеховых: погибает Петр, кончает жизнь само­убийством Дарья, умирает Наталья, изменив своему материнскому предназначению. Семья становится тем сюжетно-композиционным центром, в котором отра­зились взгляды М. Шолохова на братоубийство.

Лучшие герои Л. Толстого напряженно ищут смысл и назначение жизни. Автор «Войны и мира» вошел в историю мировой литературы как блестя­щий мастер психологического анализа, позволяю­щего воссоздать «диалектику души». Эту же цель преследует и наш великий земляк. Вспомним сце­ну похорон Аксиньи, когда Григорий увидел перед собой «черное небо и ослепительно сияющий чер­ный диск солнца». Какой выразительный художе­ственный прием передачи внутреннего потрясения героя, потерявшего в этой войне все: мать, жену, любовь, дом!

Из книг я узнаю, что первоначальный замысел «Войны и мира» предусматривал одногеройную ком­позицию, от которой Толстой отказался.

Шолохов, казалось бы, придерживался иной схе­мы: в центре романа находится образ Мелехова. Однако я не вижу здесь каких-либо противоречий. Мне кажется, что своеобразие «Тихого Дона» как романа-эпопеи в том, что главный герой и народ здесь являются равновеликими образами. Судьба Григория — это отражение судьбы народа. Поэтому ему не надо, подобно Андрею и Пьеру, искать путь к народной правде.

Величие романа М. Шолохова в том, что он, по­добно бессмертному произведению Толстого, объял весь мир с его законами, конфликтами, людьми и событиями. Конечно же, различие эпох, самобыт­ность таланта, идейные позиции определили свое­образие художественных манер. Однако я считаю, что «Тихий Дон» — это вершина романных поис­ков в литературе XX века. Именно это и роднит его с «Войной и миром», произведением, вобравшим в себя все темы, проблемы, идеи бессмертной русской литературы XIX века.

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.