Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Шолохова М. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Судьба донского казачества в романе Шолохова «Тихий дон»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» вошел в исто­рию русской литературы как яркое, значительное про­изведение, раскрывающее трагедию донского казаче­ства в годы революции и гражданской войны. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие — с 1912 по 1922 год.

Начало романа еще не предвещает грядущих бурь и потрясений. Спокойно несет свои воды величавый ти­хий Дон, переливается разноцветными красками лазо­ревая степь. Мирно и спокойно течет жизнь казачьего хутора Татарский, прерываемая разве что молвой о дер­зкой связи замужней солдатки Аксиньи Астаховой с Гришкой Мелеховым. Страстное, всепоглощающее чув­ство вступает в противоречие с нравственными устоя­ми казачьей старины. То есть уже в начале романа мы видим заявку на самобытные яркие характеры, сложные и тонкие отношения героев, их непростые судьбы. Именно в Григории и Аксинье наиболее полно и глубо­ко выразились характерные типические черты казаче­ства, прошедшего долгий и мучительный путь исканий и ошибок, прозрений и потерь.

Детально воспроизведенный быт, любовное описа­ние донской природы, которая воспринимается как пол­ноправное действующее лицо романа, меткая образная речь, искрящаяся юмором, позволяют читателю ощу­тить своеобразную прелесть казачьего уклада, понять суть тех традиций, которые исстари определяли жизнь казака. Это верность воинскому долгу защиты отечества от врага и мирный крестьянский труд до седьмого пота, дающий земледельцу возможность укреплять свое хо­зяйство, жениться, растить детей, которым предстоит пройти тот же четко очерченный жизненный круг. Кроме того, история женитьбы Григория Мелехова, безусловно, говорит о том, что в казачьей среде сын дол­жен был безропотно подчиняться отцу, принимать его решение как должное, даже если оно определяет всю его дальнейшую жизнь. Именно это произошло и с Гри­горием. Пассивно подчинившись воле отца, он вынуж­ден в дальнейшем расплачиваться за эту ошибку, делая несчастными двух незаурядных, гордых и любящих его женщин.

Драматизм личной судьбы Григория Мелехова усугуб­ляется теми потрясениями, которые пришли на мирную донскую землю в 1918 году. Война втягивает в свой кровавый водоворот жителей хутора Татарский, положив начало классовому размежеванию, политической борь­бе. Рушится устоявшийся жизненный уклад, распадают­ся естественные родственные связи, деформируется нравственное чувство. Дружба приносится в жертву аб­страктной идее о всеобщем равенстве и братстве, при­ведя Григория Мелехова и Михаила Кошевого во враж­дующие станы.

Центральное место в шолоховской эпопее занимает жизненный путь Григория, эволюция его характера. На наших глазах этот норовистый, своевольный парень, веселый и простой, формируется как личность. Во вре­мя первой мировой войны он храбро сражался на фрон­те, даже получил Георгиевский крест. На этой войне он честно исполнил свой долг, ибо был абсолютно уверен в том, кто его враг.

Но Октябрьская революция и гражданская война разрушили все его привычные представления о казачь­ей чести. Он, как и все люди той бурной и сложной эпо­хи, должен был сделать свой выбор. С кем ему по пути: с белыми, которые защищают старый устоявшийся пра­вопорядок, стремясь восстановить монархию, или с красными, которые, наоборот, хотят разрушить старый уклад до основания, чтобы на руинах старого мира стро­ить новую жизнь.

Григорий служит то у белых, то у красных. Как на­стоящий казак, который с молоком матери впитал тра­диции этого сословия, герой встает на защиту страны, так как, по его мнению, большевики не только посяга­ют на святыню, но и отрывают его от земли. Эти мысли волновали не только Григория, но и других казаков, ко­торые с болью глядели на неубранную пшеницу, неско­шенный хлеб, пустые гумна, думая о том, как надрыва­ются на непосильной работе бабы в то время, когда они ведут бессмысленную бойню, начатую большевиками. Но затем Григорию приходится стать свидетелем звер­ской расправы белых с подтелковским отрядом, кото­рая вызывает его гнев и горечь. Но помнит Григорий и другое: как тот же Подтелков хладнокровно уничтожал белых офицеров. И там, и здесь ненависть, зверства, жестокость, насилие. Это противно, омерзительно для души нормального, хорошего, честного человека, кото­рый хочет трудиться на своей земле, растить детей, любить женщину. Но в том извращенном, смутном мире такое простое человеческое счастье недосягаемо.

И герой вынужден жить в стане ненависти и смерти. Он ожесточается, впадает в отчаянье, понимая, что, помимо своей воли, сеет вокруг себя смерть. Он насиль­ственно отторгнут от всего того, что дорого его сердцу: дома, семьи, любящих людей. Вместо цельной трудовой жизни на пашне и в поле он должен убивать людей за идеи, которых он не может понять и принять. Григорий мечется между враждующими лагерями, чувствуя узость и ограниченность противоборствующих идей. Он ост­ро осознает, что «неправильный у жизни ход», но изме­нить его не в состоянии. Григорий понимает, что наи­вно цепляться за старое, неутомимо, как муравей, та­щить все в дом, пользуясь всеобщей разрухой, как это делает его отец. Но в то же время он не может согла­ситься с точкой зрения пролетария, который предлага­ет ему бросить все и бежать к красным, ибо у него ниче­го нет, а значит, и терять ему нечего. Григорий же не может так просто покинуть то, что заработано тяжелым трудом, но и не хочет, отгородив­шись от всего мира, по мелочам улучшать свой быт. Он хочет докопаться до главного, понять, каковы те силы, которые взялись управлять жизнью. Его цепкий, наблю­дательный крестьянский взгляд сразу отмечает контраст между высокими коммунистическими лозунгами и ре­альными делами: хромовые сапоги красного команди­ра и обмотки рядового «Ванька».

Если всего через год в глаза бросается имуществен­ное расслоение Красной Армии, то после того, как со­ветская власть укоренится, равенство окончательно ис­чезнет. Эти иронические рассуждения Мелехова пора­жают точностью предвидения, когда из советских чи­новников сформировался новый господствующий класс — партийная номенклатура. Но, с другой стороны, Ме­лехову во время службы в белой армии больно и унизи­тельно слышать презрительные слова полковника о на­роде.

Таким образом, путь Григория Мелехова — это бег­ство здоровой, нормальной, честной натуры от всего одномерного, узкого, догматичного. Скитания и муче­ния шолоховского героя, его «хождение по мукам» под­водят нас к мысли о том, что справедливые, гуманные призывы коммунистов к борьбе за счастье всего народа в конечном итоге свелись к истреблению этого самого народа, к борьбе за власть и установлению диктатуры.

Роман М. А. Шолохова возвращает нас к трагическим страницам нашей истории, заставляя вновь и вновь осоз­нать простую истину, что высший смысл человеческо­го бытия — это созидательный труд, забота о детях и, конечно же, любовь, которая согревает души и сердца людей, неся в мир свет милосердия, красоты, человеч­ности. И эти вечные общечеловеческие ценности нич­то не способно уничтожить.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.