Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Шолохова М. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Мастерство реалистического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XX века


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Вы, русские, крепко любите Шолохова,

но все же полностью не можете

пред­ставить, кем он является

для всего человечества...

Жан Катала

 

Когда мне было восемь лет, я побывала в стани­це Вешенской, родине нашего великого писателя-реалиста Михаила Шолохова. До сих пор не могу забыть красоту донской степи, которую так ярко описал он в своих произведениях, величавое тече­ние реки, особый говор жителей Верхнего Дона. Позднее, когда я читала «Тихий Дон», «Донские рассказы», мне казалось, что все это я уже знала и видела, так реалистически правдивы книги нашего великого земляка.

О реализме «Тихого Дона», «Судьбы человека» говорили много, мне же хочется в своем сочине­нии остановиться на незаконченном произведении М. Шолохова «Они сражались за Родину», в кото­ром писатель остался верен своему главному твор­ческому принципу — «говорить с читателем чест­но, говорить людям правду...».

По времени книга охватывает небольшой пери­од — всего несколько недель лета 1942 года, но, я думаю, по глубине описания фронтовых будней она занимает одно из главных мест в военной прозе со­роковых годов.

Прежде всего мы видим прекрасное знание авто­ром атрибутов войны: оружия, военной техники, тактики боевых действий, звуков и запахов. Сколь­ко образной выразительности в любой батальной сцене: «С левой стороны танка поднялся прорезан­ный косым бледным пламенем широкий столб зем­ли, словно неведомая огромная птица взмахнула вдруг черным крылом».

Большим достоинством прозы Шолохова являет­ся лаконизм. Каждая фраза, каждое слово у него наполнены глубоким смыслом. Вот он пишет, что немецкие танки шли, «осторожно минуя бугорки сурчиных нор». Чего бояться танкистам, для кото­рых ямы и траншеи не преграда? И, лишь вдумав­шись, мы поймем: «норы» могут оказаться минами.

А как точен Шолохов в описании солдатского быта! Окоп, пахнущий не только «влажной глиной и полынью», но «и ременной кожей амуниции..., муж­ским потом и махоркой», трупы врагов, которые в жару не очень приятно пахнут, — все это дает яр­кую картину жизни на войне рядового солдата.

Основная тема книги закреплена уже в ее назва­нии: перед нами русские люди, отстаивающие свое Отечество. Главные герои — три бойца Красной Армии: рабочий Лопахин, крестьянин Звягинцев, интеллигент Стрельцов. Шолохов создал типичес­кие образы в типических обстоятельствах войны. Каждому герою он дает свой характер, свое лицо, но все они дополняют друг друга.

Вот Звягинцев на краю поля подбирает обгоре­лый колос пшеницы, подносит его к лицу и, словно обращаясь к живому собеседнику, говорит: «Милый ты мой, до чего же ты прокоптился». И не нужно ничего больше добавлять: видно, как соскучился этот человек по тому, что оставил в мирной жизни, как больно ему видеть разоренное и развороченное хлебное поле, поле, дающее жизнь.

А вспомним сцену операции, когда Звягинцеву разрезают на раненой ноге совсем новый сапог. Как неистово протестует бывший крестьянин, сколько оскорблений выливает он на усталого хирурга, са­мое страшное из которых — «враг народа». И вновь перед нами встает то время, когда ничего не было страшнее этих слов.

Шолохов удивительно глубоко проник в психо­логию русского солдата, точно сумев передать пере­ход человека из сферы мира в сферу войны: «Дав­ным-давно прошло то время, когда Звягинцеву, тогда еще молодому и неопытному солдату, непременно хотелось взглянуть в лицо убитого им врага, сейчас он равнодушно смотрел на распростертого непода­леку танкиста, сраженного его пулей...».

Совершая героические поступки, воюя за роди­ну, герои Шолохова остаются живыми людьми, ко­торым свойствен естественный страх смерти. Имен­но в главах романа «Они сражались за Родину» прозвучали пронзительные строки о хрупкости че­ловеческой жизни, ее незащищенности перед су­ровым и беспощадным временем. Их произнес с несвойственной ему серьезностью весельчак Лопахин в разговоре с Николаем Стрельцовым: «Вою­ем-то мы вместе, а умирать будем порознь, и смерть у каждого своя».

Русскому человеку во все времена, в любых ус­ловиях было присуще чувство юмора. В книге Шо­лохова, как и в жизни, трагическое соседствует с комическим. Вспомним диалоги Лопахина и Копы­товского, «шпильки», отпускаемые в адрес повара Лисиченко, сомнительные «комплименты», которы­ми друзья награждают Некрасова. Шутки могут быть и соленые, и грубоватые, но они служат прав­дивому изображению русского солдата, о котором поэт А. Твардовский писал:

 

Святой и грешный

Русский чудо-человек,

 

Проходят годы, появляются новые книги, но творчество М. Шолохова, признанного классика рус­ской литературы XX века, остается тем образцом реалистического мастерства, на который равняют­ся новые поколения писателей.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.