Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Шолохова М. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века («Тихий Дон»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



...Земля... широко раскинулась... могучая,

дающая жизнь всему, что живет и

растет на ней.

Н.Кун

 

XX век оказался для русской литературы време­нем глубоких философских поисков, он подарил нам яркие произведения выдающихся писателей. Для меня вершинной книгой в русской литературе XX века стал роман «Тихий Дон», произведение, обаг­ренное трагедией социальной борьбы, войн и рево­люций, сохранившее национальную духовность и высокую меру народной нравственности.

Подобно древнему эпосу, «Тихий Дон» густо на­селен символическими образами, связанными, как правило, с донским пейзажем, природными явле­ниями: солнце, луна, степь, земля.

Мне бы хотелось проследить, какую роль в романе играет образ земли и связанный с ним образ степи.

Символический образ земли-матушки, дающей жизнь всему живому, возникает уже в эпиграфе: «Не сохами-то славная землюшка наша распаха­на...». Старинная казачья песня как бы возвещает о грядущей кровавой войне.

В образ земли М. Шолохов вкладывает несколько символических смыслов. Прежде всего это кормили­ца, поддерживающая казаков-земледельцев в их не­легком труде. Даже в тяжелой братоубийственной войне не забывают о ней казаки: «Надо было па­хать и сеять. Земля звала, тянула к работе, и мно­гие фоминцы, убедившись в бесполезности борьбы, тайком покидали банду...».

Символический образ земли в романе вовлечен в вечное противоборство жизни и смерти. Вспомним, как в первой книге романа М. Шолохов дает картину труда казаков в степи, на родной земле. И вдруг в эту мирную картину врывается тревожный мотив «колю­чего солнца, укутанного марью». В данном случае образ «колючего солнца» становится символом трево­ги: в размеренную жизнь казаков врывается война.

В центре романа — образ Григория Мелехова, казака-труженика, рожденного для труда и любви, но вынужденного убивать. Это противоречие судь­бы героя тоже часто связано с символическим обра­зом земли, родной степи: «Отдохнуть бы Григорию, отоспаться! А потом ходить по мягкой пахотной бо­розде плугатарем... и неотрывно пить винный за­пах осенней, поднятой плугом земли...». А сам Гри­горий, движимый любовью и ревностным чувством к земле, думает: «Бьемся за нее, будто за любуш­ку». Подобное сравнение раскрывает всю глубину трагедии человека на войне.

Земля-защитница, земля-мать оберегает своих сынов в кровавой схватке: казаки в бою «никли за каждой крохотной складкой земли..., влипали в землю». Подобно ребенку, в минуту опасности ищу­щему защиту у матери, человек на войне так же прижимается к земле.

В русском фольклоре существует выражение «мать — сыра земля». Земля и порождает все жи­вое, и погребает своих сыновей. В «Тихом Доне» тело земли прорастает братскими могилами, куда ложат­ся «под орудийную панихиду» донские казаки.

«Кладбищенская тишина» воцаряется над Донщиной, печаль земли сливается с рыданиями матерей и вдов. Голос автора безутешен, как безутешна вдо­ва Прохора Шамиля, бьющаяся о «жесткую» зем­лю: «Рви, родимая, на себе ворот последней рубахи! Рви жидкие от безрадостной тяжкой жизни воло­сы... и бейся на земле у порога пустого куреня!».

С образом земли тесно связан и символический об­раз донской степи. Степь в романе одухотворена, она живет своей жизнью. Она покоряет своей красотой Григория Мелехова: «Григорий лежал... и жадными глазами озирал повитую солнечной дымкой степь».

Степь хранит и оберегает человеческие чувства. Древней легендой простирается над степью загадоч­ная любовь Прокофия Мелехова к своей турчанке. Только степь знала, о чем думали они, сидя «на макушке кургана». Словно повторяя судьбу пред­ков, Григорий и Аксинья тоже уходят в степь, что­бы предаться своему чувству: «Григорий и Акси­нья молча пошли в степь, манившую безмолвием, темнотой, пьяными запахами молодой травы».

В финале романа, бросив в воду винтовку, Меле­хов возвращается в родной хутор. Как много пережил он за эти годы, скольких потерял! Нет матери, отца, жены, дочери, любимой Аксиньи. Но Шолохов как истинный гуманист твердо уверен, что жизнь продол­жается. И символами этого являются ребенок и род­ная земля: «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей».

Я не знаю другого произведения XX века, в ко­тором бы так пронзительно прозвучала мысль о са­моценности каждой отдельной человеческой жиз­ни, так глубоко было внимание к судьбе человека, живущего в этом мире, на этой земле.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.