Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Шолохова М. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Женские судьбы в русской литературе 20 века


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Ждет тебя много попреков жестоких,

Дней трудовых, вечеров одиноких:

Будешь ребенка больного качать,

Буйного мужа домой поджидать,

Плакать, работать — да думать уныло,

Что тебе жизнь молодая сулила,

Чем подарила, что даст впереди...

Бедная! лучше вперед не гляди!

Н. А. Некрасов. «Свадьба»

 

XX век насыщен бурными историческими событиями, что нашло свое отражение в литературе.

Через многочисленные произведения русских писателей проходит противопоставление рокового хаоса истории и вечно прекрасной любви. Герои М. Булгакова, М. Горького ищут в любви забвения, спасения от трудных вопросов. Например, гимном любви и вечной женственности заканчивается роман «Сестры» из трилогии А. Толстого «Хождение по мукам»:

«Пройдут года, утихнут войны, отшумят революции, и не­тленным останется одно только — кроткое, нежное, любимое сердце ваше...»

Эти слова произносит Рощин Кате. Главные персонажи этого произведения. Катя и Даша Булавины, — прекрасней­шие героини со сложными судьбами. Мне же более жизнен­ными представляются образы Аксиньи, Натальи и Дарьи из романа М. Шолохова «Тихий Дон».

Аксинья отличалась привлекательностью, ее красоту не испорти ли даже морщины, появившиеся от нелегкой жизни. Другая героиня, Дарья, восхищает читателей своей женствен-ностью, энергией. Наталью чисто внешне можно сравнить с серенькой уточкой. Сам же автор часто подчеркивает в Акси-нье — «жадные губы», в Наталье — «большие руки», в Дарье — «тонкие ободья бровей».

Я думаю, что М. Шолохов делает это преднамеренно, Губы — красота, страстность. Руки — терпение, старание до-стичь все своим трудом. А брови — легкомыслие, неспособ­ность на глубокое чувство.

Героини М. Шолохова очень различны, но их объединяет полнота восприятия жизни.

У меня сложилось впечатление, что в те годы женская судьба, как, впрочем, и в наше время, была нелегка. Если муж бил жену, то это считалось в порядке вещей: раньше отец учил уму-разуму, а теперь, стало быть, муж. Вот последствия такого отношения Пантелея Прокофьевича к своей жене:

«...в гневе доходил до беспамятства и, как видно, этим раньше времени состарил свою, когда-то красивую, а теперь сплошь опутанную паутиной морщин, дородную жену».

Но так было всегда и почти в каждой семье. И люди вос­принимали это как неизбежное и данное свыше. Был дом, была семья, была работа на земле, были дети, о которых надо было заботиться. И как ни трудна была ее доля, она твердо знала свое назначение. И это помогало ей выстоять.

И случилось страшное — началась война. И не просто война, а война братоубийственная. Когда вчерашние соседи стали врагами, когда отец не понимал сына, а брат убивал брата...

Трудно было разобраться в происходящем даже умному Григорию. А что делать женщине? Как ей жить?.. Мужья ухо­дят, а их жены остаются.

Судьбы Аксиньи и Натальи переплетены, зависимы одна от другой. Получается так, что если счастлива одна, то несчаст­на другая. М. Шолохов изобразил как бы любовный треуголь­ник, который существовал во все времена. Наталья любила своего мужа всей душой: «...жила, взращивая бессознательную надежду на возвра­щение мужа, опираясь на нее надломленным духом. Она ни­чего не писала Григорию, но не было в семье человека, кто бы с такой тоской и болью ожидал от него письма».

Эта нежная и хрупкая женщина приняла на себя всю меру страдания, отпущенного жизнью. Она желала сделать все для сохранения семьи. И, лишь ощутив бесполезность этого, ре­шается на самоубийство. Может быть, это эгоизм, вызванный ревностью, побудил ее на этот поступок. Как бы то ни было, но Наталья изменилась. Был ли такой переворот в жизни Ак­синьи? Мне кажется, что был. Возможно, он наступил после смерти Тани. Потеряв дочь, она «не ведала ничего», не думала ни о чем... Ужасно. Мать жива, а дети ее находятся в земле. Нет продолжателей жизни твоей, она как бы прервана.,. И в этот тяжелейший момент своей жизни Аксинья оказалась со­вершенно одна. И некому было помочь ей... Некому? Но ведь нашелся один «сострадалец», близость с которым привела к разрыву Аксиньи с Григорием. Судьба к Наталье в этом плане была более милосердна. Эта героиня, к моему восхищению, обладала поистине материнскими чувствами, которые объеди­нили ее с Ильиничной, но несколько отдалили от Дарьи, един­ственный ребенок которой умер.

О случившемся с ребенком Дарьи сказано было мельком: «...а дитё у Дарьи померло...»

И все. Никаких лишних чувств, эмоций... Этим М. Шоло­хов лишний раз подчеркивает, что Дарья жила лишь для себя.

Даже кончина мужа ненадолго ее опечалила, она быстро оп­равилась. Очевидно, Дарья не испытывала глубоких чувств к Петру, она просто привыкла к нему.

Мне жаль ее. Дарья чужда семье Мелеховых. Она дорого заплатила за свое легкомыслие. Бедная! Боясь ожидания не­избежного, теряясь от одиночества, решилась Дарья на само­убийство. И прежде чем слиться с водами Дона, она крикнула не кому-нибудь, а именно женщинам, так как только они могли понять ее: «Прощайте, бабоньки!»

Незадолго до этого ушла из жизни и Наталья. После их смерти Аксинья сблизилась с матерью Григория. И это есте­ственно. Очень жаль, что чувства, соединившие этих двух жен­щин, возникли так поздно, буквально за шаг до смерти, кото­рая поджидала каждую из них. Произойди это раньше, быть может, они бы повлияли на Григория, сумели бы сделать вмес­те то, что не под силу было сделать каждой в отдельности.

Аксинья и Наталья умерли, наказав тем самым вершину треугольника, оставив Григория на перепутье дорог.

Может быть, М. Шолохов с горечью поведал о судьбах жен­щин. Но попробуйте изобразить лучше — не выйдет! Действи­тельность только тогда реальна, если она правдива, а иначе это не действительность, а лишь пародия на нее.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.