Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Шаламова В. Т.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Рецензия на рассказы


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Широкому читателю проза Варлама Шаламова стала известна лишь в восьмидесятые годы, когда писателя уже не стало. В ней трагические страницы его биографии и истории на­шей страны. Шаламову, прошедшему ад лагерей, хорошо зна­комы те ситуации, в которые он ставит своих героев. Поража­ешься стойкости автора, его желанию остаться человеком в любой ситуации.

Шаламов старается наделить своих положительных героев чертами, которые сам больше всего ценит в людях. Так, на­пример, в рассказе «Апостол Павел» мы видим чуткого чело­века, который щадит чувства отца и не показывает ему пись­ма, в котором дочь отказывается от него. Лагерь не смог убить в рассказчике человека. А следователь из миниатюры «По­черк» платит простому «зеку» благодарностью в ответ на по­мощь: сжигает приказ о расстреле Криста.

Все герои Шаламова — люди разные: военные и граждан­ские, инженеры и рабочие. Они свыклись с лагерной жизнью, впитали в себя ее законы. Порой, глядя на них, мы не знаем, кто они: разумные ли существа или животные, в которых жи­вет один лишь инстинкт — выжить во что бы то ни стало. Ко­мичной кажется нам сценка из рассказа «Утка», когда чело­век пытается поймать птицу, а та оказывается умнее его. Но постепенно понимаем всю трагичность этой ситуации, когда «охота» не привела ни к чему, кроме как к обмороженным навек пальцам и потерянным надеждам о возможности быть вычеркнутым из «зловещего списка». Но в людях еще живут представления о милосердии, сострадании, совестливости. Просто все эти чувства укрыты под броней лагерного опыта, позволяющего выжить. Потому непозорным считается обма­нуть кого-либо или съесть еду на глазах у голодных сотовари­щей, как делает это герой рассказа «Сгущенное молоко». Но сильнее всего в заключенных — жажда свободы. Пусть на миг, но они хотели ею насладиться, почувствовать ее, а потом и умереть не страшно, но ни в коем случае не в плен — там смерть. Потому главный герой рассказа «Последний бой майо­ра Пугачева» предпочитает убить себя, но не сдаться.

Названия произведений Шаламова коротки и лаконичны. Но в двух-трех словах автор пытается выразить всю суть мо­мента, его идейную нагрузку. Как и названия, коротки сами рассказы. Они скорее напоминают миниатюры. Писатель ста­рается изображать не динамику событий, а размышления чело­века, его страдания. Поэтому чаще всего Шаламов обращается к портрету героя. Автор дает описание только одной черты в че­ловеке, которая помогает нам наиболее полно представить себе героя. Это может быть почерк, трудолюбие или набожность.

Мне очень нравится мелодика звучания произведений Варлама Шаламова. Глаз не ранится о шероховатости текста. Повествование ровно и гармонично, хотя в ткань произведения включены жаргонизмы лагерного диалекта. Язык разных ге­роев индивидуален. Он соответствует их образованию и воспи­танию. Это помогает нам полнее представить себе действую­щих лиц произведений. Порой удивляешься, как в несколь­ких словах можно так удачно описать героя, его проблему.

Мне очень жаль, что в свое время рассказы Шаламова не были напечатаны. Они бы смогли произвести настоящую рево­люцию в стране. Но поэтому их и не издавали, автора клейми­ли позором, а СССР представляли в лучшем свете.

Однако «Колымские рассказы» не утратили своей актуаль­ности и сейчас. Я считаю свое поколение — неудачным экспе­риментом. Идеалы, на которых мы росли, уничтожены и рас­топтаны еще в нашем детстве. Мы — поколение, признающее только власть денег, готовое пойти за них на все. Ничего свя­того у нас нет, а потому мы смеемся над лагерными повадками, презираем привычки «зеков». Нас хватает на то, чтобы (произнести: «Кошмар!», и через пять минут уже забыть о трагедии. В этом я вижу нашу огромную вину перед той армией политзаключенных, что так и не вышла на свободу. Мне стыдно за смех над их мучениями, ведь не всякий может пройти дорогами лагерей. Поэтому я считаю, что произведения В. Шаламова должны занимать важное место в программе обу­чения современной молодежи для воспитания нравственности, духовности и человечности.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.