Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Чехова А. П.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Тема прошлого и настоящего России в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В 1904 году была поставлена пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад», в которой автор изображает прощание хозяев с родовым дворянским гнез­дом. Тема эта была уже не раз освещена до Чехова литераторами второй половины XIX века. В пьесе автор затрагивает проблемы отцов и детей, любви, страдания. Но главное - на примере судьбы дворянской усадьбы автор рассматривает настоящее и прошлое всей России.

Центральным образом, объединяющим героев пьесы, несомненно, яв­ляется вишневый сад. Для Раневской сад - это место, где она родилась и прожила свою жизнь, где жили ее родители, родители ее родителей. Лю­бовь Андреевна просто не понимает своей жизни без сада, он для нее - символ прошлого. Она является его хозяйкой и душой. К ней постоянно тянутся люди, хотя у нее, как и у других, есть свои пороки, один из которых - легкомыслие. Она жаждет яркой, насыщенной жизни, полной радости и наслаждений.

Раневская не до конца понимает, что ее ждет разорение, продолжает сорить деньгами направо и налево, в то время как Варя кормит всех молочным супом в целях экономии. Любовь Андреевна продолжает ду­мать, что вся жизнь идет по-прежнему. На предложение Лопахина раз­бить на участки землю, сдать ее в аренду дачникам, а сад вырубить, она отвечает отказом, говоря, что вишневый сад упомянут в «Энциклопедичес­ком словаре». Но главной причиной отказа является то, что гибель сада для Раневской - ее гибель. Она привыкла к нему, живет им, и вырубить сад для нее означает изменить идеалам и жизненным ценностям. Поэто­му она отвергает предложение Лопахина и идет навстречу своему краху (как социальному, так и финансовому).

Задумываясь о жизни героев, невольно приходишь к мысли о даль­нейшей судьбе России. Помещичья усадьба является своеобразным зер­калом, в котором отражается и поэзия «дворянских гнезд», и горькая участь крепостных рабов, укоряющие глаза которых, по словам Пети Трофимова, смотрят с каждого листка, с каждого ствола этого прекрасно­го, цветущего сада. Беспечно и весело протекала здесь жизнь многих дворянских поколений. Такая праздность давала возможность хозяе­вам этого имения увлекаться музыкой, поэзией, танцами, пением, полу­чить хорошее образование, но лишила их самостоятельности, настойчи­вости, воли. Именно поэтому, находясь на грани разорения, Гаев и Ра­невская вынуждены продать свое имение, в котором прошли их детство и юность, где каждый уголок связан с воспоминаниями о былом счастье, благополучии семьи. Сознавая свою никчемность, неприспособленность к жизни, эти милые, добрые и честные люди сами отдают сад новому хозяину. Никакой борьбы в пьесе не происходит. Жизнь течет своим чередом, и все чувствуют, что сад будет продан, что уедет Раневская, уйдут Петя и Аня...

В образах Гаева и Раневской автор изобразил прошлое России, кото­рое давно себя изжило и уже неспособно продолжать и формировать пути развития России. И даже высокая культура, образованность не могут спасти дворянство от духовного банкротства, так как ему недостает жиз­нестойкости, силы духа, упорства. Все эти качества воплощены в купце Лопахине, новом владельце вишневого сада.

Представителем времени настоящего можно назвать Ермолая Алек­сеевича Лопахина. Этот человек чем-то похож на Любовь Андреевну. Он очень чувствителен к поэзии и считает Раневскую родственной душой. Он испытывает к ней признательность за то, что она много для него сделала, говорит, что любит как родную. Отец Лопахина был крепост­ным крестьянином у деда и отца Раневской. Сам Ермолай Алексеевич теперь разбогател, «выбился в люди». Он искренне хочет помочь Ранев­ской и Гаеву спасти их имение, которое вскоре должны продать за долги, предлагает разбить землю на участки и отдать в аренду дачникам, а сад вырубить. Но Лопахин встречает протест со стороны хозяев, ведь для них сад - это часть жизни, а для него вишневый сад представляет лишь коммерческий интерес. Он не понимает Раневскую и Гаева, не понимает, как они могут сидеть сложа руки, когда близится разорение. Сам он работает с утра до вечера. В итоге Лопахин решается купить сад. Все в нем торжествует: он, крестьянин, сын крепостного, мужик, становится владельцем дворянского имения, где его дед и отец были рабами, где его самого даже на кухню не пускали. Лопахин - герой настоящего. Но и в нем ощущается какая-то неуверенность. Не случайно в конце пьесы он произносит: «Скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь!»

Чехов в «Вишневом саде» на конкретном примере высмеивает легко­мыслие и глупость дворян, не способных справиться с проблемами, возни­кающими в связи с общественными преобразованиями. Вместе с тем пи­сатель с искренней жалостью описывает своих героев, не привыкших со­противляться трудностям. Автор доказывает, что в связи с переменами, возникающими в обществе, лишь лопахины способны адаптироваться в новых условиях, что дворянская Россия уходит в прошлое.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.