Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Чехова А. П.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Смешное и серьезное в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Драма А. П. Чехова «Вишневый сад» изначально задумывалась как фарсовая история жизни господина, который очень любил играть на би­льярде и ловить рыбу. Но в процессе написания пьесы автору пришлось задуматься над серьезными проблемами того времени, и они не могли не отразиться в произведении, поэтому содержание пьесы приобрело более глубокий смысл. Жанр же произведения остался прежним - лирическая комедия.

Как же удалось автору соединить в пьесе серьезные проблемы, кото­рые необходимо было затронуть, с жанром комедии?

В «Вишневом саде» отсутствует внешний сюжет: ни действие, ни конфликт в произведении не развиваются (даже кульминационное собы­тие драмы - продажа сада и имения - происходит «за сценой»). До нас долетают только отголоски серьезных событий. Жизнь на сцене идет вполне размеренно и спокойно. На самом же деле судьбы героев букваль­но «пронизаны» несчастьями. Например, гибель Гриши, сына Раневской, смерть ее мужа, неустроенная жизнь в Париже, неверность любовника, неустроенность почти всех героев (от Ани до Шарлотты).

Все серьезные события в жизни героев проглядывают сквозь не меня­ющийся, на первый взгляд, быт лишь как «подводные течения».

Что же мы видим на сцене?

Герои общаются друг с другом, но можно заметить, что они совсем не слушают друг друга, а если и слушают, то отвечают невпопад. Даже Аня, к которой Чехов относится наиболее серьезно, если и слушает Петю Трофи­мова, то не вдумывается в смысл его слов, замечая: «Ах, как красиво вы все это сказали!» И выглядит все это со стороны нелепо и смешно.

Чехов добавил к описанию обыденной жизни дворян, к их кофею и старому слуге, элементы балаганного, фарсового театра, комедии дель арте: Шарлотта показывает фокусы, Симеонов-Пищик поедает ведрами огурцы и глотает пилюли Любови Андреевны, Яша никогда не упустит своего, его поступки жестоки (мать, Фирс), его реплики иногда слишком грубы и конкретны. Так, он говорит Раневской: «Возьмите меня за границу - мне здесь (читай: в этой деревне) делать нечего». Он невольно напоминает Арлекина из комедии дель арте. Дуняша «такая беленькая, такая не­жная, как барышня» (Коломбина). Епиходов постоянно попадает в ка­кие-нибудь передряги (Пьеро). Не случайно и прозвище у него соответ­ствующее: «двадцать два несчастья». Прозвища героев («двадцать два несчастья», «облезлый барин», «вечный студент») тоже являются элемен­тами комедии. Но и за ними скрывается серьезный смысл: Епиходов не знает, «жить ему или застрелиться», да и Петя Трофимов несчастлив -вечный студент, он так никогда и не сможет найти своего места в жизни.

Вполне серьезные черты характеров главных героев (Гаева, Раневской, Вари, Лопахина, Пети) косвенно раскрываются при помощи пародий на них в лице других действующих лиц.

Так, Дуняша нежна и бела, одета и причесана, как барышня. Она является пародией на хозяйку, Любовь Андреевну Раневскую, которая привыкла жить в роскоши и ни в чем себе не отказывать. Шарлотта ничего не знает о своих родителях, одинока и несчастна. Ничего нам не известно и о прошлом Вари, приемной дочери Раневской. Она так же, как и Шарлотта, неустроенна и одинока.

Худшие черты характера Лопахина в гиперболической форме отрази­лись в характере его двойника Яши. Яша — наглый и эгоистичный чело­век, никогда не упустит своего.

Пародиями на Петю Трофимова в пьесе являются и Шарлотта, не нашедшая своего места в жизни (ей ничего не остается, как развлекать чужих людей в чужой стране), и Епиходов, который, скорее всего, всю жизнь будет всего лишь конторщиком, судьба которого особенно богата на нелепости и несчастья.

В пьесе есть пародия и на Леонида Андреевича Гаева, поступки и речь которого, переполненная неуместными фразами об игре на бильярде, бес­смысленными патетическими высказываниями (монолог о шкафе) и сло­вами высокого штиля, смешны сами по себе. Пародией на Гаева является его старый и преданный слуга Фирс, живущий так же, как и его хозяин, лишь воспоминаниями о прошлом.

Лишь у семнадцатилетней Ани нет «своей пародии». К ней, как к человеку, характер которого только развивается, Чехов относится серьез­но. И ее вера в «светлое будущее» не смешна, а по-детски наивна.

Даже если кто-то из героев задумывается над серьезными проблемами и пытается высказать свои мысли вслух (монолог Пети Трофимова о крепостничестве и дальнейшем пути России; монолог Лопахина о смысле жизни), то его слова все равно никто не слушает или не слышит.

И все-таки, несмотря на кажущуюся комичность событий и героев, "пьеса Чехова «Вишневый сад» заставляет читателя и зрителя задуматься о серьезных вопросах, таких, как проблема положительного героя, деяте­ля, проблема смысла жизни, преемственности поколений и отношений «отцов и детей». Это достигается благодаря приему так называемого «под­водного течения». На поверхности лишь комическое, смешное, нелепое, в глубине же скрываются истинные переживания героев.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.