Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Чехова А. П.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Прошлое и настоящее дворянской усадьбы в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Антон Павлович Чехов является одним из величайших классиков русской и мировой литературы. Его рассказы с увлечением читают и наши современники, потому что многие темы его произведений актуальны до сих пор. Пьесы Чехова «Три сестры», «Дядя Ваня», «Чайка», «Вишне­вый сад» идут в известнейших театрах мира, по-прежнему собирая анш­лаги.

Пьеса «Вишневый сад», последняя пьеса Чехова, ставит перед читате­лем проблему, которая затрагивалась многими писателями. Это проблема столкновения прошлого и настоящего, проблема, о которой писали в свое время А. С. Грибоедов и И.С. Тургенев.

А. П. Чехов явился новатором в русской литературе. Для его драмы характерны сквозной сюжет, отсутствие разделения героев на положи­тельных и отрицательных, символичность образов.

Вишневый сад Чехова - это символ, символ России. Сюжет пьесы до­вольно прост: не имея средств расплатиться за долги, хозяйка усадьбы, Раневская, вынуждена продать имение. Его покупает Лопахин, купец, дед которого был крепостным в этой усадьбе. В произведении отсутствуют яркие образы, фактически не происходит ничего примечательного. Но пьеса притягивает к себе внимание уже не первое десятилетие. Чем? Что застав­ляет нас снова и снова вчитываться в строки этой невеселой истории?

Пьеса «Вишневый сад» поражает и очаровывает нас не внешним сю­жетом, а сюжетом внутренним. Главное для автора - это то, что происхо­дит в душах и сердцах людей. Ведь внешне спокойных героев переполня­ют чувства и мысли. Общее для всех них чувство - это ощущение неудов­летворенности, несовместимости с реальностью. Все они погружены в себя, их разговоры разрозненны и нередко бессмысленны. Хозяйка усадьбы Раневская, ее брат Гаев, Фирс - все они мысленно в прошлом. Они не могут реально оценивать сложившуюся ситуацию. Раневская продолжает раздавать деньги нищим, она привыкла питаться в хороших ресторанах. Она не может себе даже представить, что деньги могут закончиться, что она может потерять свое имение. Здесь она выросла, для нее сад - это символ детства, символ самых светлых воспоминаний жизни. Когда она смотрит на сад, ей представляется ее мама, идущая в белом платье по саду. Вишневый сад, усадьба — это часть ее жизни. Это имение наполняет ее жизнь смыслом, приносит радость. Усадьба заняла прочное место и в жизни Гаева, Вари, Ани, Фирса. Для всех них она является чем-то свя­щенным, сокровенным. Вишневый сад - это символ вечного, символ про­шлой жизни. В прошлом этот сад давал неплохой урожай. Вишню суши­ли и продавали в городе, усадьба жила за счет крепостных. Крепостное право отменили, Раневская уехала во Францию...

Совершенно иное отношение к усадьбе у купца Лопахина. Предки его были крепостными в этом имении, а Лопахин давно уже живет с мыслью о том, что можно вырубить сад и сдать его под дачные участки. Это человек с совершенно иным складом ума. Да, конечно, у Лопахина суще­ствуют свои духовные ценности, но у него нет даже мысли о том, что этот сад является своеобразной реликвией, символом. Вишневый сад для него - это в первую очередь способ получить прибыль. Он оценивает вещи преж­де всего с практической точки зрения.

На фоне Раневской и Лопахина выделяется точка зрения «вечного студента» Пети Трофимова. Он много размышляет с Аней о том, что надо строить новую, светлую жизнь. Но, увы, он ничего не говорит о том, как строить эту жизнь. Да, он говорит о том, что надо работать, но где рабо­тать, над чем работать? На эти вопросы у Пети нет ответа. Фактически он тоже живет душой в прошлом.

Все эти герои чувствуют тревогу в сердце. А. П. Чехов сумел с помощью символов и речевых характеристик предельно накалить ситуацию. Слы­шится звук лопнувшей струны... Над усадьбой нависла угроза, и люди это чувствуют. Эта угроза — символ духовной разобщенности. Люди, живущие сердцем в прошлом, не могут и не смогут догнать в сознании нынешнее время. Они безвозвратно застряли в своих воспоминаниях, потеряв после­дние шансы на жизнь в настоящем. Можно сказать, что это люди прошло­го, и эти люди остаются в прошлом. Что касается образа Лопахина, то он, безусловно, найдет и уже находит свое прочное место в жизни. Но, по-моему, Лопахин, по Чехову, - это отнюдь не человек будущего. В нем все равно сильны пережитки прошлого, он не умеет слушать свое сердце. Ведь все-таки нельзя абсолютно отрицать духовные ценности, нельзя настолько бессердечно и корыстно уничтожать реликвии прошлого...

Что есть дворянская усадьба для Чехова? Это отнюдь не дом, не земля, не собственность. Судьба дворянской усадьбы - это судьба ее обитателей, судьба вишневого сада, судьбы дворянской интеллигенции. Прошлое этой усадьбы - это, несомненно, ее расцвет. Усадьба процветала, принося счас­тье ее обитателям, счастье, построенное на тяжелых буднях крепостных. Но эти тяжести и невзгоды всегда оставались вне дома, вне сада, следова­тельно, и вне жизни обитателей усадьбы. Действие пьесы происходит после отмены крепостного права, во времена, когда постепенно вымирают бездеятельные дворянские усадьбы. Безусловно, были и предприимчивые дворяне, которые смогли организовать какое-либо дело, приносящее при­быль. Но Раневская не умела работать, не умела беречь состояние, при­выкнув с детства, что деньги есть и их не может не быть.

Настоящее этой усадьбы — продажа ее на торгах купцу Лопахину. Что делает Лопахин? Он вырубает сад под дачи. Вероятно, Лопахин вло­жит какие-то средства в усадьбу, ведь он слишком долго о ней мечтал. Он счастлив, потому что он — владелец дома, где раньше гнули спину его предки.

На мой взгляд, Чехов показал в пьесе постепенное вымирание дворян­ства. На смену ему в начале нашего века пришла буржуазия. Буржуазия неуклонно вытесняла дворян, прочно занимая свое место в жизни России начала века.

Пьеса заканчивается стуком топора, символизирующим гибель дво­рянских усадеб, гибель старой России. На смену России старой приходила Россия действующая, динамичная...

Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» притягивает читателей своей простотой и доступным языком. Но, читая ее, мы проникаемся трагизмом ложившейся ситуации и жалостью к героям - Раневской, Фирсу. Время неумолимо бежит вперед, порой безжалостно уничтожая то, что уже было создано. А. П. Чехов сумел удивительно тонко передать отмирание старой и веяние новой эпохи в жизни России. Пройдет всего несколько лет, и в России начнут происходить коренные перемены.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.