Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Чехова А. П.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Отношение автора к своим героям в пьесе «Вишневый сад»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



«Вышла у меня не драма,

а коме­дия, местами даже фарс».

А. П. Чехов

 

Пьеса «Вишневый сад» была написана А. П. Че­ховым незадолго перед смертью, в 1904 г., явившись своеобразным ответом на вопросы, которыми было озадачено общество в то время. «Прощание новой, молодой завтрашней России с прошлым, отживаю­щим, устремленность к завтрашнему дню России» — в этом заключается содержание «Вишневого сада». Поэтому не случаен и выбор основных тем, подня­тых в пьесе: гибель дворянства и борьба передовых представителей этого самого дворянства с пережит­ками прошлого, со всем, что мешало жить.

Пьеса еще не была поставлена, но уже стала при­чиной острой полемики, продолжающейся и поны­не: каков жанр пьесы? Что это — драма или коме­дия? Чехов настаивал, чтобы при постановке его пьесы не было «плачущего» тона, но постановщики представляли абсолютно другую трактовку, которую автор принципиально отвергал: «Немирович и Алексеев (Станиславский) в моей пьесе видят положитель­но не то, что я написал». Но этот спор между вели­чайшими художниками своей эпохи был лишь еще одним свидетельством глубины и многозначности «Вишневого сада».

Удивительно, что, когда мы смотрим на сцене или читаем чеховскую пьесу, мы постоянно чувствуем присутствие автора в каждой сцене, в каждом эпизо­де. Его чувства, мысли, отношение к людям и событи­ям прослеживаются во всем: в репликах персонажей, в ремарках, в лирических отступлениях и в ритме драматического действия.

Особый лиризм чувствуется во всем, что касает­ся образа сада. Когда сам автор произносил название своей пьесы, казалось, что речь шла о чем-то нежно любимом, невыразимо прекрасном. Атмосфера не­жности, уюта окутывает вишневый сад на протяже­нии всего произведения, о чем свидетельствует пер­вая ремарка: «Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведет в комнату Ани. Рас­свет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишне­вые деревья, но в саду холодно, утренник...». И далее образ сада зримо или незримо присутствует в каж­дой сцене, в каждом действии; он в центре пережи­ваний, надежд, тревог, споров.

В своей пьесе Чехов создал целую галерею обра­зов и характеров. Они сложны и противоречивы, в них смешаны добро и зло, свет и тень, комическое и тра­гическое. Противоречиво и отношение автора к главной героине пьесы — Любови Андреевне Раневской. Она — слабая, безвольная женщина, воспитанная в лучших дворянских традициях, которая абсолютно не умеет тратить деньги, распоряжаться своим хозяй­ством. Об этом говорит Аня, рассказывая о своей по­ездке в Париж: «Дачу свою около Ментоны она уже продала, у нее ничего не осталось, ничего... И мама не понимает! Сядем на вокзале обедать, и она требует самое дорогое и на чай лакеям дает по рублю...».

С помощью всего нескольких штрихов Чехов за­ставляет нас усомниться в искренности чувств Ранев­ской: все переживания ее выражаются несколько преувеличенно: «Я не могу усидеть, не в состоянии. (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не пере­живу этой радости... Смейтесь надо мной, я глупая... Шкафик мой родной. (Целует шкаф.) Столик мой...». И все же в Раневской многое вызывает симпатию. В ней есть широта натуры, доброта, способность к ис­креннему, горячему чувству. «Хороший она человек. Легкий, простой человек», — говорит Лопахин.

Не менее интересно отношение Чехова и к пред­ставителям поколения «будущего». Оправдывая, с одной стороны, поступки Лопахина, называя его прямым потомком тех, чьи лица «глядят с каждого вишневого дерева в саду», автор не дает нам увлечься и впасть в заблуждение. Какую новую жизнь можно построить, окончательно разрушив прошлое — загу­бив прекрасный вишневый сад и наживаясь на спе­куляциях дачами?

Чехов отчетливо видел и понимал хищническую природу капитала, но, будучи мудрым художником-реалистом, он не выводит ее из личных особенностей капиталиста, наоборот, показывая, как приобрета­тельство постепенно калечит недюжинного челове­ка, постепенно превращаясь в его вторую натуру. И все же не стоит забывать: когда Лопахин, купив вишневый сад, торжественно и хвастливо объявляет об этом, слезы Раневской вдруг потрясают его. Лико­вание нового хозяина сменяется горечью и печалью: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». Люди, хорошо знавшие Чехова, неизменно отме­чали его душевную бодрость, светлый взгляд в буду­щее. Эта определяющая черта характера писателя и его таланта в «Вишневом саде» проявляется двояко: и в том, как умеет Чехов смеяться над отживающим, и в том, как он любит молодое поколение России и с какой надеждой смотрит на него. Вообще, радость в этой пьесе никогда не живет без печали, и за самой окрыленной мечтой стелется по земле неизбежная тень.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.