Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Чехова А. П.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Изображение распада дворянства в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Тема «Вишневого сада» — тема гибели старых дворянских усадеб, переход их в руки буржуазии и судьба последней в связи с появлением на арене общественной жизни России новой социальной силы — передовой интеллигенции. В пьесе пока­зана неизбежность ухода с исторической сцены дворянства — уже отжившего, неприспособленного класса. Центральное место в пьесе занимают образы помещиков-дворян Раневской и Гаева. Они — потомки богатых владельцев великолепного поместья с прекрасным вишневым садом. В былые времена их имение приносило доход, на который жили его праздные хо­зяева. Привычка жить трудами других, ни о чем не заботясь, сделала Раневскую и Гаева людьми неприспособленными к какой-либо серьезной деятельности, безвольными и беспомощ­ными.

Раневская, внешне обаятельная, добрая, простая, непо­средственная, является в своей основе олицетворением пара­зитизма и легкомыслия. Она искренне обеспокоена неустроен­ностью своей приемной дочери Вари, жалеет верного слугу Фирса, запросто целует после долгой разлуки горничную Ду-няшу. Но ее доброта — результат изобилия, созданного не своими руками, следствие привычки тратить деньги не считая. Раневская эгоистична, и отсюда привычка к тому, чтобы все преклонялись перед ее богатством, восхищались ее красотой и выполняли ее прихоти. Ничего не умеющая, ничего не де­лающая, ни о чем серьезно не думающая (прислуге нечего есть — она устраивает никому не нужный бал), Раневская видит жизнь лишь в праздниках, неопределенно меняющихся личных удовольствиях, сердечных увлечениях, в любви, по­нимаемой ею, видимо, лишь чувственно. С удивлением она говорит Трофимову: «В ваши годы не иметь любовницы?» Еще меньше привлекательных черт в брате Раневской — Гаеве. Абсолютная праздность, отсутствие серьезных интересов в жизни сделали из него фразера, празднослова. Он произносит напыщенные, но лишенные всякого подлинного чувства речи. Единственный его интерес — бильярд. Гаев по-барски высоко­мерен и груб с людьми, которых считает ниже себя по поло­жению. Гаев так же безволен, как и его сестра, его чувства еще менее глубоки, чем чувства Раневской.

...Приближается срок продажи заложенного имения. Гаев и Раневская растерянно ищут пути спасения, рассчитывая то на помощь богатой ярославской тетушки, то на заем под век­сель, но решительно отвергают выход, предложенный Лопахиным: разбить вишневый сад на участки и сдавать их в аренду дачникам. Это средство кажется им недопустимым, оскорби­тельным для их чести и фамильных традиций, противореча­щим их классовой этике. Поэзия вишневого сада, все, что с ним было связано, заслоняют жизнь и требования практичес­кого расчета. «Дача и дачники — это так пошло, простите», — говорит Раневская Лопахину. Эти слова можно трактовать как брезгливо-высокомерные. Однако, с другой стороны, то, чем был для Раневской вишневый сад, и дачники — это действи­тельно несовместимо и пошло. И это, к сожалению, не понять Лопахину — представителю нарождающейся буржуазии («легкомысленными, неделовыми, странными людьми» назы­вает он Раневскую и Гаева). Лопахин — энергичный, трудо­любивый человек, по-своему добрый, умный, не лишенный даже некоторого эстетического чувства. Однако он, новый хо­зяин вишневого сада и бывший крепостной Гаевых, — хищ­ник... И Чехов видит, что на смену «дворянским гнездам» приходят именно такие, как Лопахин. И если представителям дворянства в пьесе не хватает чувства реальности, практичнос­ти, то таким, как Лопахин, — умной и чуткой души. И поэтому автор «не отдает» будущее России в их руки. Их роль, по мнению Чехова, должна быть однозначной: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен», — говорит Лопахину Трофимов.

Россия будущего в пьесе представлена в образах Пети Тро­фимова и Ани. Петя Трофимов — представитель так называе­мой трудовой, передовой интеллигенции, думающей, чувст­вующей и вместе с тем — не лишенной здравого смысла и практичности. Он верит в будущее России, завоеванное трудом, и заражает своей верой Аню — семнадцатилетнюю дочь Ра­невской. «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты уви­дишь его, поймешь...»— говорит Аня матери. По мнению Че­хова, Аня и Петя Трофимов — это молодая Россия, Россия будущего, которая придет на смену России Гаевых и Лопахиных.

Как ни удивительно, «Вишневый сад» Чехова очень созву­чен нашему времени. И сейчас все «ожидают» прихода некой «третьей» силы, которая соединяла бы в себе ум, интеллигент­ность, порядочность и способность к деятельным преобразова­ниям, отрицая при этом душевное хамство Лопахиных и без­молвие, растерянность людей, подобных Гаеву и Раневской.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.