Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Чехова А. П.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Художественное мастерство Чехова-рассказчика


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Антон Павлович Чехов — величайший юморист. Нам известно множество его рассказов, хоть и малень­ких, но удивительно интересных. Каким же образом Чехов добивается такого результата? Попробуем разо­браться в этом на примере рассказа «Толстый и тон­кий».

Заголовок, как всегда, очень точный. Уже из него мы узнаем о главных действующих лицах. Но сразу интересная особенность. Автор не дает героям конкрет­ных имен: данная характеристика (толстый и тонкий) позволяет нам узнать намного больше. В названии за­ложен смысл произведения. Мы сразу можем предста­вить, что толстый — важный человек, может быть, за­нимающий высокую должность, а тонкий является мелким чиновником. Тут мы уже видим свойственную Чехову лаконичность. Он сам писал: «Умею коротко го­ворить о длинных вещах». Действительно, все коротко, но емко. Добивается он этого с помощью целой системы выразительных средств.

Любое юмористическое произведение Чехова наст­роено на сиюминутность, на всем известные ситуации, вещи. Но эта сиюминутность выражается не просто в упоминании такой вещи, а в особой точности упоми­нания, демонстрирующей совершенное ее знание авто­ром и приглашающей читателя это знание разделить. Да, автор уделяет огромную роль читателю. Но вер­немся к выразительным средствам.

Действие начинается внезапно: «На вокзале Нико­лаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий». Мы сразу узнаем кто, где и что. Мы видим, что встретились старые знако­мые, а по их речи можно понять, что герои были в хо­роших отношениях. Тонкий запинается от волнения, они дружески приветствуют друг друга. Читаешь" и чувствуешь благоприятную атмосферу их встречи. Для показа настроения автор использует восклица­тельные предложения. «Приятели троекратно облобы­зались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены», — замечает автор.

Мы не перестаем удивляться мастерству Чехова в умении характеризовать героев. Чехов не описывает внешность, он обращает внимание на главное: «Тол­стый только что пообедал на вокзале, и губы его, по­дернутые маслом, лоснились, как спелые вишни... Тон­кий же... был навьючен чемоданами, узлами и картон­ками». Чехов использует метафоры (например, лоснились губы), сравнения (например, как спелые вишни), эпитеты и другие художественные средства, а главное, он использует их изящно, с мастерством. Каждое слово, каждая деталь раскрывает образ героев произведения. Но есть вещи, которые описываются Че­ховым как бы мимоходом. Их присутствие оправдыва­ется тем, что явление рисуется во всей его целостнос­ти. Так, например, читателю не очень важно знать про сына, про жену тонкого, но это необходимо для созда­ния общей картины.

Действие развивается очень быстро. В результате изменения ситуации внезапно приходит развязка. Оказывается, что толстый «уже до тайного дослужил­ся». Стоит тонкому узнать это, и дружественная ат­мосфера вдруг куда-то пропадает. Он запинается те­перь еще чаще, но уже не от радости. Чехов пишет: «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его покривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, от лица его посыпались искры. Сам он съе­жился, сгорбился, сузился...» А дружественное обра­щение «милый мой» быстро заменяется на «Ваше пре­восходительство». Тонкий вдруг стал часто прибав­лять «-с», да и прежних восклицаний поубавилось.

Толстому даже не понравилось «это чинопочитание». Он бросает: «Ну, полно! Для чего этот тон?» А тонкий уже не может по-другому. Чехов продолжает: «На его лице было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стош­нило».

Чехов — один из немногих, кто может так ярко на­рисовать литературную картину. Для него слово — орудие, которым он умеет мастерски пользоваться. Ка­кое емкое выражение — «почтительная кислота»! На­верное, невозможно точнее охарактеризовать выраже­ние лица тонкого. Действительно, этого почтения так много, что даже кисло становится, тем более, что оно неискреннее.

Картина смешна до абсурда. Когда «приятели» про­щались, тонкий пожал три пальца, поклонился всем ту­ловищем. Она смешна, но и печальна. Так в форму рас­сказа Чехов смог вместить огромное социально-фило­софское и психологическое содержание. Даже то, что у героев рассказа нет имен, говорит о типичности таких людей. Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий» акту­ален и сейчас, ведь чинопочитание, преклонение перед должностью (за которой порой личность человека оста­ется незамеченной) часто встречаются и в наши дни. Но талант Чехова заключается не только в том, что он видит и поднимает в своих произведениях социальные проблемы, но и в том, какими средствами он этого до­стигает. Читая А. П. Чехова, мы не перестаем восхи­щаться даром великого мастера слова.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.