Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Чехова А. П.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Трагедия доктора Старцева


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Достоинство его творчества то, что

оно понятно и сродно не только

всякому русскому, но и всякому

человеку вообще. Это главное.

Л. Толстой

 

Антон Павлович Чехов — один из самых популярных прозаиков в мире. В литературу он вошел как создатель ко­роткого рассказа. «Письмо к ученому соседу», появившееся в тысяча восемьсот восьмидесятом году, раскрыло основные грани таланта писателя. Уже в первом рассказе обозначи­лось многое из того, что определит художественный стиль Чехова,— скрытый юмор, краткость и конкретность письма, знание психологии человека. При этом автор рассказа как будто совсем устранен — он не произносит от себя никаких слов. Пройдет несколько лет, и молодой писатель заявит о себе целым рядом зрелых произведений: «Унтер Пришибеев», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника». Взрослел Чехов, и вместе с ним рос, углублялся юмор, сливался с го­рестными раздумьями о современной жизни. Из Антоши Чехонте постепенно формировался будущий художник, мас­тер слова. В девяностых годах рассказы сменились повестя­ми: «Палата № 6», «Степь», «Дама с собачкой», «Ионыч», и в них Чехов остается верен своей манере. В центре внима­ния писателя психологическая характеристика героя, кото­рая углубляется по мере развития сюжета. Одним из ярчай­ших произведений этого периода, на мой взгляд, является повесть «Ионыч». В ней, как в зеркале, отразилось время и герой, рожденный им. Вначале Дмитрий Ионыч Старцев предстает перед нами молодым' перспективным врачом, от­дающим все свое время работе. Он пока еще способен на безрассудство, любовь, искренность, мечтательность. Моло­дой доктор очарован Екатериной Ивановной Туркиной, «Ко­тиком», как ее называют в семье. Она очень нравится ему — и внешностью, и умом, и начитанностью, и экспрес­сивной игрой на рояле. Но к чувству симпатии юноши при­мешивается и трезвый взгляд на вещи, рационализм. При­ехав делать предложение, Старцев рассуждал: «Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, каприз­на, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач...» Пока же .чувства в нем берут верх над разумом, он делает предложение и получает отказ, так как Котик «стре­мится к высшей, блестящей цели», а семейная жизнь для нее — добровольное рабство. Получив отказ, доктор Старцев страдает не столько из-за потери любви, сколько из-за уязв­ленного самолюбия: «Дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал», а потом «...успокоился и зажил по-преж­нему». Идут годы, Ионыч приобретает вес и практику, но ни с кем не сходится близко — обыватели его раздражают. Единственной его страстью теперь стало накопление денег. Новая встреча с Котиком поменяла их ролями. Уже Котик добивается внимания и благосклонности доктора, но только воспоминания о бумажках в кармане способны пробудить в нем положительные эмоции. Старцев стал желчен. Больные в нем вызывают только раздражение. У Ионыча пропало всякое желание помогать людям, он терпит их только из-за того, что они несут ему деньги.

Чехов — мастер детали. Порой одной фразы писателя до­статочно, чтобы охарактеризовать персонаж. Чего стоят слова «не имеется такого римского права», повторяемые Иваном Петровичем Туркиным из года в год, и оттого ста­новящиеся пошлыми; или игра Котика на рояле сравнива­ется автором с обвалом камней, который непременно хочет­ся остановить. И читателю становится понятна убогость Туркина и причины духовной гибели доктора. Черствость и пошлость окружающих, бессмысленность их жизни, мелочность стремлений делают Старцева Ионычем. Этот переход почти неуловим для окружающих и для самого Старцева. Но в том-то и трагедия его. Он черствеет душой, происхо­дит моральная гибель человека, а это, пожалуй, пострашнее его физической смерти. Но никакие причины не могут оправдать героя. Суд над ним состоялся, хотя не сказано было ни одного слова обвинения.

В чем же заключается феномен Чехова, необыкновен­ная популярность его произведений? По-моему, разгадка кроется в удивительной живучести характеров, созданных писателем. До сих пор мы сталкиваемся с чеховскими тол­стыми и тонкими, злоумышленниками, размазнями и старцевыми, что особенно страшно. Растлевающая власть денег, показанная писателем, процветает в наше время. Она заменяет собой культуру, образованность, жажду зна­ний. Меня поражает прозорливость Чехова, который еще в начале века увидел зародыши новых отношений и показал их в развитии.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.