Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Чехова А. П.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Символический смысл образа Белякова в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Тему «футлярного человека» можно по праву считать сквозной в творчестве Чехова. Первый шаг в раскрытии этой темы писатель делает еще в своем раннем произведе­нии «Учитель словесности», но в 1898 году появляются три рассказа, так называемая «Маленькая трилогия», которые можно объединить в цикл на основе их общей проблематики.

Наиболее гротескную картину «футлярной» жизни автор дает в первом рассказе трилогии, где тема заявлена уже в названии. Чехов рисует явно утрированный образ, который является художественным обобщением общественного явле­ния того времени. Так, перед нами предстает Беликов — че­ловек с весьма интересным и даже «замечательным» характе­ром и привычками: «в очень хорошую погоду» он «выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый ворот». Не случайно автор уделяет особое внимание портрету героя. Он стремится при помощи характеристики быта, кос­тюма Беликова раскрыть его душу, внутренний мир, пока­зать его истинное лицо.

Так, уже из портретного описания мы видим, что учи­тель греческого языка полностью отгородился от живой жизни, наглухо заперся в своем «футлярном» мирке, ка­жущемся ему лучше подлинного. Футляр «обволакивает» мозг, контролирует мысли героя, подавляя положительные начала. Таким образом он лишается всего человеческого, живого, превращается в механическую машину правил и цир­куляров.

Но страшнее всего то, что эти правила и предрассудки он навязывает всему окружающему миру, в котором к так все цели ставятся и достигаются только по необходимости. Угнетая всех своей осторожностью, Беликов давит на лю­дей, заставляет их боятся: «Наши учителя народ все мыс­лящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в ка­лошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!» Развивая мысль Чехова, мы понимаем, что «футляр» — это обоб­щенный образ всей России с его государственным режимом. Новый поворот в осмыслении проблемы вносит образ Мав­ры. Темнота и невежество людей из народа — тоже «фут­ляр» охватывающий все большие стороны жизни.

Но в город проникают веяния нового времени. Появля­ются независимые, свободные личности (Коваленко, его се­стра), вскрывающие с беспощадной силой «удушающую ат­мосферу» такой жизни. Они находят ключ к решению проблемы, который заключен в главной фразе произведения: «Нет, больше жить так невозможно!» Действительно, с приходом таких людей заканчивается господство Белико­ва. Он умирает. Но создается такое впечатление, что герой именно ради этого и жил, наконец он достиг своего идеала: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже ни­когда не выйдет». Да, Беликов умер, но «сколько еще та­ких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!». Во время похорон стояла дождливая погода и все учителя гимназии «были в калошах и с зонтами», как бы продол­жая традиции покойного.

Что же ждет людей, ведущих «футлярный» образ жиз­ни? Конечно, неизбежное одиночество, страшнее которого нет ничего в мире.

Но что же помогло автору создать такой оригинальный гротескный образ, который надолго запоминается читате­лю? Конечно, это различные художественные изобразитель­но-выразительные средства.

Интересуясь бытом, костюмом героя, писатель дает пол­ную, развернутую характеристику его натуре, рисует точ­ный портрет его души. Для такого описания Чехов исполь­зует сложные синтаксические конструкции с большим ко­личеством однородных членов, расширяющих панораму действительности.

Фонетический состав произведения поражает своим раз­нообразием. Но мы отмечаем, что часто встречается звук «о» (ассонанс), который также передает замкнутость жиз­ни героя, идущей по кругу, его отдаленность от мира.

Многие предметы быта Беликова носят символический ха­рактер. Так, чехол, очки, калоши и зонтик — это непремен­ные атрибуты «футлярного» существования человека. Не слу­чайно рассказ начинается и заканчивается их упоминанием.

Лексический состав рассказа также удивляет нас своим богатством. В нем встречаются как общеупотребительные, так и устаревшие слова («извозчик», «фуфайка», «ден­щик» и др.), которые передают обстановку эпохи.

Хотелось бы отметить, что в самой главной, ключевой фразе произведения встречается инверсия: «Больше жить так невозможно». Она как бы приковывает внимание чи­тателя к этим словам, заставляет задуматься над их глу­боким смыслом.

Язык Чехова отличается особой живостью, эмоциональ­ностью и одновременно простотой, что делает его рассказы доступными и понятными.

Тонкости авторского мастерства поражают нас уже при первом прочтении рассказа, нам открывается истинный за­мысел его произведений.

Мне кажется, проблема, которую затрагивает Чехов в рассказе «Человек в футляре», всегда останется актуаль­ной. Писатель предупреждает об опасности обывательщи­ны, житейской пошлости. Незаметно для себя каждый мо­жет попасть в «футляр» собственных предрассудков, пере­став думать и размышлять, искать и сомневаться. И это действительно страшно, так как ведет к духовному опусто­шению и деградации личности.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.