Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Чехова А. П.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Роль художественных деталей в рассказах А. П. Чехова


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В творчестве Антона Павловича Чехова рассказ занимает особое место. Он был одним из любимых жанров писателя.

Характерной чертой рассказа как литературного жанра является его сравнительно небольшой объем, что делает весьма затруднительным применение пространных описа­ний. Поэтому для писателя, работающего в этом жанре, особенно важно уметь передать идею с помощью художе­ственных деталей, не бросающихся сразу в глаза мелочей, несущих, однако, огромную смысловую нагрузку. Виртуоз­ность использования А. П. Чеховым художественных де­талей и закрепила за ним славу мастера рассказа.

Анна Сергеевна, героиня рассказа «Дама с собачкой» при­ехала в Ялту, будучи не в состоянии более переносить обста­новку своего дома и общество мужа — человека, которого она не любила и не уважала. В определенном смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, которого восприняла как человека из другой, лучшей жизни. Символом того душного мира, откуда она попытается бежать, в рассказе является лорнетка: перед тем как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, то есть это начало попытки «бегства». Позже в городском театре Гуров увидел ее вновь с «вульгарной лор­неткой» в руках — попытка «бегства» не удалась.

Беликов, «человек в футляре», в противоположность Анне Сергеевне, даже не пытался изменить течения своей жизни, как-то разнообразить ее, потому что в любом раз­нообразии, в разрешении себе чего-либо нового скрывался для него «элемент сомнительный», что вносило б его жизнь неопределенность и вызывало непреодолимое стремление окружить себя «оболочкой», «футляром», чтобы защитить­ся. Отсюда и многочисленные чехлы и футлярчики, в кото­рые были упакованы все его вещи. Беликов всю жизнь чего-то опасался, его пугала сама жизнь, потому-то после смерти его лицо приняло простое, приятное, даже веселое выраже­ние: он попал в футляр, из которого не надо будет никогда вылезать.

В рассказе «Душечка» Чехов, описывая жизнь Оленьки Племянниковой, в нескольких местах повторяет, что жила она очень хорошо и счастливо. Эта деталь наводит на мысль, что на самом деле жизнь «душечки» не казалась автору столь уж достойной восхищения и подражания. «Душечка» не имеет ни собственных желаний, ни мыслей. В последней части рассказа, повествующей об отношении «душечки» к Саше, сыну ветеринара, Чехов уже не пишет, что жила она хорошо и счастливо.

Оленька Племянникова в чем-то схожа с Ольгой Ива­новной, героиней рассказа «Попрыгунья». У Ольги Ива­новны та же зависимость от чужого мнения, но если «ду­шечка» не была чересчур привередлива к своим мужьям, то для Ольги Ивановны ценность представляли только зна­менитости и прочие необыкновенные люди, к которым она причисляла и себя.

В больших произведениях Чехова, как и в рассказах, нет ни одной «лишней» детали. Например, в пьесе «Три сестры» Наташа впервые появляется на сцене в красном платье с зеленым пояском — деталь, говорящая о полном отсутствии вкуса, о душевных качествах героини больше, чем развернутая характеристика. Чехов считал, что если в пьесе в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить.

А. П. Чехов внес огромный вклад в развитие русской «психологической» прозы. Точности деталей уделяли вни­мание многие русские писатели: Толстой, Достоевский, Бу­нин, Набоков, но именно у Чехова деталь несет оттенок «психологизма», что делает творчество этого писателя не­превзойденным.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.