Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Чехова А. П.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Проблемы интеллигенции в творчестве А. П. Чехова


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В своих произведениях Чехов откликается на нравствен­ные и идейные искания современной ему интеллигенции. В центре его внимания — мера духовной ценности человека, не­зависимо от его профессии и сословной принадлежности.

Чехов поднимает вопросы о ценности человеческой жизни, о нравственной обязанности человека перед народом, о смысле человеческой жизни.

Вопросы, поднятые Чеховым, общечеловечны.

В сюжетах из жизни интеллигенции Чехов высказал свои самые сокровенные мысли о современной ему действительнос­ти, о настоящем и будущем России, о нравственной позиции человека.

В своих рассказах Чехов показывает, как погибают лучшие представители русской интеллигенции.

Одним из таких людей является доктор Дымов, герой рас­сказа «Попрыгунья». Он принадлежит к той части русской интеллигенции, которой Чехов восхищался. В образе доктора Дымова соединились и героизм труда, и нравственная челове­ческая сила, и благородная любовь к Родине.

Его жена Ольга Ивановна посвятила свою жизнь поискам «великого человека». С ее образом связана тема пошлости, бессмысленности обывателей, а, по словам Горького, пошлость была врагом Чехова. Ольга Ивановна так и не увидела рядом с собой человека, которого она искала, не поняла силы и кра­соты Дымова. Его талант и замечательные душевные качества были замечены только после смерти. Ольга Ивановна так и не поняла, что ценность человеческой жизни в ней самой, а не в ложном величии.

Эпиграфом к «Попрыгунье» могут служить слова профес­сора из «Скучной истории»: «Я хочу, чтобы наши жены, дети, друзья, ученики любили в нас не имя, не фирму и не ярлык, а обыкновенных людей».

У Чехова есть свои любимые герои. Все они натуры целост­ные, целеустремленные, все они презирают жалкий уют, соб­ственническое счастье. Все они стремятся к жизни, достойной человека, к борьбе против подлости и пошлости.

Чехов сказал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Известно и другое его высказывание: «Человек должен быть ясным умственно, чис­тым нравственно и опрятным физически». Это желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными объясняет не­примиримость Чехова к пошлости, к нравственной и душевной ограниченности.

Но если человек подчиняется силе обстоятельств, если в нем постепенно гаснет способность к сопротивлению, то он в конце концов теряет все истинно человеческое, что было ему свойственно. Это омертвление человеческой души.

Таков герой рассказа «Ионыч». Это молодой человек, полный неясных, но светлых надежд, с идеалами и желаниями чего-то высокого. Но любовная неудача отвратила его от стремлений к чистой, разумной жизни. Он поддался пошлости, окружающей его со всех сторон. Он утратил все духовные интересы и стрем­ления. Из его сознания исчезло то время, когда ему были свой­ственны простые человеческие чувства: радость, страдание, лю­бовь. Мы видим, как человек, умный, прогрессивно мыслящий, трудолюбивый, превращается в обывателя, в «живого мертвяка». Мы видим его нравственную деградацию.

Такие герои Чехова, как Ионыч, утрачивают то человечес­кое, чем наделила их природа. Но сами они довольны собой и не замечают, что лишились главного — живой души.

В своих произведениях Чехов показывает, как бездумная радость повседневного существования может незаметно при­вести даже человека живого и восприимчивого к полному ду­ховному опустошению.

В этом отношении замечателен рассказ «Крыжовник».

Герой рассказа — чиновник. Это добрый, кроткий человек. Мечтой всей его жизни было желание иметь «усадебку» с кры­жовником. Ему казалось, что этого достаточно для полного счастья.

Но представление Чехова о настоящем человеческом счас­тье другое. «Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли... Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа», — писал Чехов.

И вот мечта героя сбылась, он приобрел усадьбу, в его саду растет крыжовник. И мы видим, что перед нами уже не прежний робкий чиновник, а «настоящий помещик, барин». Он наслаж­дается тем, что достиг своей цели. Чем более герой доволен своей судьбой, тем страшнее он в своем падении. И брат героя не может ответить на вопрос, какое добро нужно делать, чтобы избавиться от гнусного собственнического счастья.

Героев Чехова можно поделить на две группы: одним из них мало свойственны нравственные переживания, другие же , напряженно ищут человека в себе и в окружающих.

Равнодушию и серости обывателей, приспособленцев в про­изведениях Чехова противостоит иное, совестливое отношение к жизни, характерное для многих чеховских героев.

Одним из таких героев является Алехин, герой рассказа «О любви». Это человек неплохой и неглупый, но он погряз в мелких хозяйственных заботах. Он любит женщину, замуж­нюю женщину. Он чувствует, что и она не равнодушна к нему. Они любят друг друга молча. Алехину нечего дать ей, ему некуда ее увезти. Он не ведет яркую, интересную, захватываю­щую жизнь художника, артиста, героя. Он понимает, что, последуй она за ним, она не будет счастлива, а значит, не будет счастлив и он.

Заметим, что ни один герой Чехова не состоялся в любви. Может быть, потому, что смысл жизни не в счастье, а в чем-то более значительном: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».

О смысле жизни, о назначении человека спорят и в «Доме с мезонином».

Герой повести, молодой художник, мечтает об утопическом идеале общественного устройства: если освободить людей от тяжелого физического труда, разделив его, то тогда каждый будет думать о главном, о поиске правды.

Его «противник» — приверженец теории «малых дел», ко­торые вносят небольшие изменения в жизнь народа, но не поднимаются до решения главных задач.

В рассказе воплощена жажда гармонии, мечта о здоровом, осмысленном существовании, о духовной красоте человека, о труде как основе справедливой и честной жизни. И Лида со своими малыми делами доказывает, что это невозможно без общей идеи.

Вот еще одна повесть, герой которой размышляет о смысле жизни, о своих обязанностях перед народом.

Николай Степанович, герой «Скучной истории», приходит к выводу, что он прожил жизнь неверно. Размышляя о про­житых годах, он ищет оправдание своей деятельности. Он за­ново оценивает свое поведение как гражданина, ученого, главы семьи и приходит к выводу, что никогда не сопротивлялся пошлости, царившей и в его доме, и в науке. Только в самом конце жизни герой нашел изъян и в своем отношении к миру, и в научной работе: «Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, театре, литературе, учениках и во всех картинках, которые рисует мое воображение, даже самый искусный аналитик не найдет того, что называется общей идеей или богом живого человека. А коли нет этого, то, значит, нет и ничего».

Жизнь без общей идеи бессмысленна. Чехов жаждал гар­моничного существования для человека и страдал от отсутст­вия общей идеи.

Вопросы, поднятые Чеховым, актуальны и в наше время. Поэтому Чехова можно считать писателем, творчество которо­го современно.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.