Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Чехова А. П.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Проблема деградации личности в рассказах А. П. Чехова «Анна на шее» и «Ионыч»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Антон Павлович Чехов вошел в русскую литературу в са­мом начале 80-х годов XIX века. Эта эпоха была бедна круп­ными историческими событиями и даже стала называться «за­стойными временами». Поэтому в творчестве писателя отра­зились и разочарование в спасении и обновлении России, и переосмысление системы духовных ценностей. Вся художе­ственная деятельность Чехова — призыв к духовному осво­бождению и раскрепощению человека. Голос внутренней сво­боды, а не попытка найти истину звучит практически в каж­дом его произведении. Писатель пишет просто и ясно, совсем не так, как Достоевский и Толстой. Эта оригинальная осо­бенность отразилась не только на языке рассказов и повес­тей, но и на сюжете его произведений. У Чехова они, как правило, развертываются спокойно, плавно и четко. В его прозе нет внешнего конфликта между героями, энергичной и ожесточенной борьбы или рокового стечения обстоятельств. Мастерство Чехова — это искусство больших обобщений в малой форме. Он показывает жизнь не в полном варианте, как Гончаров или Тургенев, а в миниатюре, учитывая все штрихи и детали. Юмор, особенно в изображении характеров людей, — одна из ведущих особенностей чеховского стиля.

Он высмеивает тупость, бескультурье, пошлость, обывательщину, карьеризм, сочувствует «маленьким людям» и т.д.

С конца 80-х годов начинается второй период творче­ства А. П. Чехова, отмеченный значительным углублением проблематики его произведений (появляются такие темы, как «футлярная» жизнь интеллигенции, проблемы обще­ственного значения, прозревающие и деградирующие герои). В этих «серьезных эпизодах» юмор, который присутство­вал в ранних произведениях, сохранился, только приобрел другие оттенки, соединяясь с новыми темами. Здесь писа­тель критически изображает общественную пассивность, пошлость, равнодушие, отсутствие общественных запросов в среде интеллигенции и т.д. Герои большинства этих произ­ведений относятся к среднему социальному слою. Это вра­чи, учителя, студенты, чиновники и меньше — помещики. Но Чехова теперь больше интересуют человеческие качества персонажей, чем их социальная принадлежность. Ав­тор не концентрирует особого внимания на конфликте ге­роя с обществом, представляя его частью этой среды. Че­хов исследовал внутренний мир человека, влияние быта и обстоятельств на сознание и психологию обывателя. Именно в этот период творчества появляются такие известные рас­сказы, как «Анна на шее», «Маленькая трилогия» («Чело­век в футляре», «Крыжовник», «О любви»), «Учитель сло­весности», «Скучная история», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Палата №6», «Ионыч» и многие, многие другие.

Аня — главная героиня рассказа «Анна на шее». Это вовсе не бездействующий человек, которому ни до чего нет дела. Напротив, она активно участвует и жизни общества, наслаждаясь удовольствиями и развлечениями света.

В начале рассказа эта молоденькая девушка выходит за­муж за богатого старика Модеста Алексеича, чтобы помочь нуждающимся и голодным братьям. Этот эпизод даже вызы­вает сочувствие, потому что перед нами типичный «нерав­ный» брак. Аня измучилась, вынужденная «ухаживать за пьяным отцом, штопать братьям чулки и ходить на рынок». Ради своих родных она готова на все, даже стать женой гру­бого, пошлого и ненавистного ей Модеста Алексеича. Но из­менится ли ее жизнь? У скаредного мужа ей еще труднее, чем дома, где было весело и она чувствовала себя свободной. Да и семье помогать оказалось невозможно. Теперь Аня была бо­гата: муж дарил ей «кольца, браслеты, броши», тогда как недавно она стыдилась своей «дешевой шляпки и дырочек на ботинках, замазанных чернилами». И вот героиня первый раз появляется в высшем свете. Этот эпизод является кульмина­ционным, переломным моментом в структуре рассказа, в ко­тором можно выделить две основные части: замужество глав­ной героини я жизнь л светском обществе. На балу Аня из «забитой», робкой девушки преображается в даму, «гордую и самоуверенную»: «И в первый раз в жизни она чувствовала себя богатой и свободной. Даже присутствие мужа не стесняло ее...». Понравившись начальнику мужа, Аня приобрела власть над Модестом Алексеичем. Она, так боявшаяся даже звука его шагов, теперь отчетливо выговаривает ему в лицо: «Подите прочь, болван!». Теперь она живет как хочет, в рос­коши, в ней появляются уверенность в себе и самодоволь­ство. Да, действительно, Аня весело смеется, флиртуя с вли­ятельными лицами, она взяла верх над мужем, но эта победа ей далась очень дорогой ценой — ценой потери собственной души. Это отчетливо видно в финале рассказа, когда герои­ня, катаясь на лошадях, не замечает родного отца и братьев. Этой сценой автор завершает повествование. Процесс духов­ной деградации, По мысли автора, предотвратить невозмож­но. Аню поглотило светское общество, она потеряла способ­ность искренне чувствовать, любить. «Анна на шее» — это история оскудения человеческой души, потери духовных ка­честв, являющихся главным богатством человека.

Важным для Чехова является способность остановить­ся, оглянуться, прервать череду повторяющихся событий, открыть себя для восприятия духовного мира. Именно в этой способности залог победы над пошлостью, но этого не понимала героиня рассказа.

Рассмотрим эволюцию характера главного героя рассказа «Ионыч», Дмитрия Ионыча Старцева. Можно выделить че­тыре этапа жизненного пути доктора Старцева, в раскрытии содержания которых Чехов лаконично демонстрирует посте­пенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопро­тивления, потерю активности, живой человеческой реакции.

На первом этапе Дмитрий Старцев — молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. Он полон сил, энер­гии («... Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости»), увлечен работой на­столько, что даже в праздники не имеет свободного време­ни. Его интересуют литература, искусство, он чувствует себя чужим среди обывателей. Доктор Старцев знакомится с се­мьей Туркиных, «самой образованной и талантливой» в городе. Уклад их дома наталкивает на мысль о том, что даже жизнь семьи Туркиных на удивление монотонна (одни и те же шутки, развлечения, занятия), заурядна, типична.

И это — лучшая семья в городе. А если лучшие люди тако­вы, то каковы же остальные? Здесь Чехов точно подмечает явление обывательщины на примере одной семьи. Вот в эту жизнь окунается молодой врач Старцев. Он пытается бо­роться с ней, влюблен в Котика, полон надежд и т. п.

Но на втором этапе Дмитрий Ионыч, сделав неудачное предложение Котику и получив отказ, уже не пытается со­противляться обстоятельствам, он понимает, в какую тря­сину погружается, но не пытается ничего предпринять; тем самым Старцев прячется в «футляр», отгораживается от всего мира.

Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, лю­бит закусить. Ездит на паре лошадей. У него нет пока близ­ких друзей, обыватели раздражают его своими взглядами на жизнь все меньше и меньше. Главным развлечением док­тора, в которое «он втянулся незаметно, мало-помалу», было по вечерам вынимать из карманов добытые практикой белые и зеленые бумажки.

Уже на третьем этапе Старцев отходит от земской боль­ницы, его внимание поглощает большая частная практи­ка. Теперь он еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой: «Выезжал он уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами».

Наконец, на четвертом этапе жизнь Дмитрия Старцева окончательно опустошена и обеднена, он заражен накопитель­ством, у него имение и два дома в городе, но на этом он не останавливается, с удовольствием вспоминает про бумажки, которые по вечерам доставал из карманов и с благоговением перебирал их. Старцев всю жизнь работал, но деятельность, лишенная цели, оказывается пагубной. И мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Постепенно доктор Старцев превратился в Ионыча. Жизнен­ный путь на этом завершен...

Можно сделать вывод, что Старцев, все прекрасно по­нимая, ничего не попытался изменить. В этом его винит и сам Чехов.

Показывая эволюцию Старцева от молодого врача, жи­вого и эмоционального человека, до ожиревшего пухлого Ионыча, который на своей тройке с бубенцами кажется не человеком, а «языческим богом», А. П. Чехов разоблачает, таким образом, и среду, оказавшую на главного героя рассказа тлетворное воздействие, и его самого.

На примере доктора Старцева в рассказе показаны вза­имодействие слабого и пассивного характера с духовно об­нищавшим обществом и влияние этого общества на чело­века, не способного к сопротивлению и отстаиванию в себе положительных начал.

Умение показать малое в большом, сочетание юмора с сарказмом — главные приемы, посредством которых в рас­сказах Чехова раскрываются пошлость и обывательщина, способные загубить даже умных, образованных людей...

В своих произведениях Антон Павлович Чехов обраща­ется к читателям с призывом не поддаваться влиянию обы­вательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не пре­давать вечные идеалы и любовь, беречь в себе человеческое.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.