Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Чехова А. П.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Обличение порока общества в рассказах А. П. Чехова


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Гениальный русский писатель А. П. Чехов, творивший на грани веков, создал множество замечательных произведений, повествующих о жизни российского общества в этот переход­ный период. В рассказах этого писателя нашли свое отражение многие недостатки и «болезни» того времени, среди которых — чинопочитание и мещанство, пошлость и стремление оградить себя от активной жизни на благо общества. Чехов, будучи непримиримым борцом с пошлостью и мещанством, яростно сражался с этими пороками на протяжении всей своей твор­ческой жизни. В его рассказах, как и в произведениях кори­феев русской литературы, «отразился век и современный че­ловек».

В разные периоды своей жизни писатель обращал внима­ние на различные недостатки современной ему действитель­ности. Так, в самом начале своего творческого пути писатель обличает незначительные пороки, лежащие на поверхности человеческой натуры, выявление которых не требует глубокого анализа. В числе этих пороков — невежество, желание чело­века во все вмешиваться, навязывать всем свое мнение и об­разец поведения, чинопочитание. Вспомним гениальный рас­сказ А. П. Чехова «Смерть чиновника», в котором показан пример преклонения перед званиями, способного в прямом смысле уничтожить человека. Обличение этой общественной «болезни» достигло своего апогея в знаменитом рассказе «Толс­тый и тонкий». В этом рассказе на борьбу с чинопочитанием Чехов поднял всю силу своей уничтожающей сатиры, приме­нив множество доступных художественных приемов, из кото­рых особенно хотелось бы отметить неожиданную концовку: «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искри­вилось во все стороны широчайшей улыбкой...» В этом рас­сказе А. П. Чехову удалось показать процесс потери чиновни­ком человеческих черт.

Другим пороком, осмеянным Чеховым, является незнание человеком своих обязанностей. Этот недуг имеет множество выражений, начиная от незнания медицины фельдшером Ку-рятиным из рассказа «Хирургия» и кончая унтер-офицером Пришибеевым, который везде старательно наводил порядок: «...расходись! Не толпись! По домам». Эти темы, подобно любви, дружбе, верности долгу, к сожалению, являются веч­ными. И по сей день они представляют собой пищу для ума многим сатирикам и фельетонистам.

Со временем рассказы А. П. Чехова перестают быть весе­лыми и жизнерадостными. На первый план в них начинают выходить скрытые пороки. Именно на них обрушивался всей мощью своего таланта писатель. Основой творчества позднего Чехова стала борьба с ложными ценностями. Чехов увидел, как подлинные «формы жизни» подменяются ошибочными идеями и стремлениями. Человек начинает становиться слу­жителем идеалов, не имеющих будущего. А. П. Чехов, подобно многим передовым людям своего времени, старался указать людям на их ошибки, хотел направить общество в новый век по верной дороге.

В рассказе «Попрыгунья» на примере молодоженов писа­телю удалось показать раскол в обществе на людей, служащих ложным идеалам, и людей, всю свою жизнь посвящающих служению Родине и науке. Ольга Ивановна ищет гениев, та­лантливых и душевных людей в среде мнимой творческой ин­теллигенции, не знающей своего назначения в жизни, неспо­собной двигаться в будущее, пораженной пошлостью интриг и любовных романов. Ольге Ивановне не удалось найти истин ного интеллигента, она не видела, что человек будущего, ода­ренный талантом и богатой душой, находится рядом с ней. Это был ее муж, доктор Дымов. В конце рассказа, только после смерти Дымова, Ольга Ивановна поняла, как много она поте­ряла. Она увидела, где было ее счастье, поняла свои заблуж­дения: «Она хотела объяснить ему, что то была ошибка, что не все еще потеряно...» Такой конец показывает, что ненужные идеалы уходят в прошлое, на сцене появляются идеи новой жизни, но они еще не могут одержать решительной победы, они падают перед «количеством силы старой», что символизи­рует смерть доктора Дымова.

Проблеме ложных идеалов посвящен также рассказ «Кры­жовник». Во многих случаях именно частная собственность способствует уничтожению в человеке всего человеческого, переводу всей его жизненной энергии на накопление имуще­ства. Действительно, в рассказе уничтожающе показано ис­тинное лицо капиталистическо-мещанского общества, к кото­рому яростно стремится сегодняшняя Россия. В образе Нико­лая Ивановича показано, что, получив возможность владеть чем-нибудь, человек превращается в свинью, стремящуюся подмять под себя все, что только возможно, забывая при этом обо всех обездоленных и обиженных, забывая даже о собствен­ном внутреннем мире. Чехов пишет: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть не­счастные...» Но «перемена жизни к лучшему, сытость, празд­ность развивает в русском человеке самомнение, самое наглое». За стенами этого самомнения собственник, подобно улитке, чувствует себя как в футляре, замыкается на себе, теряет кон­такты с окружающим миром, перестает ощущать необходи­мость общения: «Придет к учителю, сядет и молчит... Это называлось у него [Беликова] «поддерживать добрые отноше­ния с товарищами»...» У «футлярного» человека исчезают ду­ховные потребности, остается только желание физического по­требления. Человек из созидателя превращается в универсаль­ного потребителя. На мой взгляд, потребительство является страшнейшим пороком современности, который, к сожалению, не признается недостатком, а, наоборот, защищается всевоз­можными законами и указами.

Рассказы Чехова, указывающие обществу на его пороки, направлены на очищение, «лечение» человека от «обществен­ных недугов». Чехов пошел дальше своих предшественников и учителей. Кто-то из физиков сказал: «Если мы видели дальше других, то это потому, что мы стояли на плечах гигантов». Да, Чехову удалось с необычайной меткостью и художественной прозорливостью не только указать пороки современного ему общества, но и намекнуть на средства избавления от этих по­роков. Однако человечество в массе своей никогда не прислушивается к голосам великих, оно само лучше знает, как и куда ему двигаться. А потому, к великому сожалению, рассказы Чехова не потеряли и не потеряют своей актуальности. Невоз­можность уничтожения мещанства и пошлости делает произ­ведения А. П. Чехова бессмертными не только по своему ху­дожественному исполнению, но и по социальному звучанию.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.