Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Чехова А. П.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Нравственный идеал А. П. Чехова


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



А. П. Чехова известен нам как писатель-сатирик. Действительно, трудно найти другого писателя, способного столь же правдиво высветить все стороны жизни. Становление чеховского таланта пришлось на 80-е го­ды — период безвременья, когда идеалы народничест­ва рухнули, а новых еще не существовало. Чехов и не хотел жить по схеме, он не признавал никаких догм и пытался рушить их. У него не было окончательно сложившегося идеала будущего человека. Чехов смот­рел на жизнь и искал этот идеал. Он понимал, что нужно искать ответ на вопрос о смысле жизни, а его может дать лишь сама жизнь.

Главной его задачей было правдивое изображение жизни. Сам Антон Павлович писал: «Что мир «кишит негодяями и негодяйками», это правда. Человеческая природа несовершенна, а потому странно было бы ви­деть на земле одних только праведников. Думать же, что на обязанности литературы лежит выкапывать из кучи негодяев «зерно», значит отрицать самое лите­ратуру. Художественная литература потому и назы­вается художественной, что рисует жизнь такою, ка­кова она есть на самом деле... Литератор обязан бо­роть свою брезгливость, марать свое воображение грязью жизни...» Вот почему Чехова больше привле­кал заурядный поток жизни — та, по определению Гоголя, «тина мелочей», барахтаясь в которой люди перестают замечать, как ничтожны их цели. Именно здесь Чехов нашел неисчерпаемые залежи смешного. Но для того, чтобы оно стало смешным и для читате­ля, нужно было показать, как под влиянием привычки обессмысливается поведение людей, то есть нужно было показать обычного человека в его обыденном су­ществовании. И чтобы показать жизнь во всем ее раз­нообразии, Чехов в своих рассказах описывает дейст­вия, происходящие в городе и в деревне, на даче и в аптеке, в церкви и на балу.

В произведениях одного только года больше двух­сот пятидесяти основных персонажей, которые явля­ются представителями почти всех социальных групп: помещики, купцы, военные — от тайного советника до коллежского секретаря, мужики, доктора, музыканты, актеры и многие другие. Вводя в действие эти персонажи, Чехов высмеивал то, что не хотел бы видеть в сво­ем идеале.

Так, например, мелкий чиновник в изображении Чехова — это злобный, завистливый, вздорный и трус­ливый человек. Обыкновенно он вполне удовлетворен условиями своего существования, а если и бывает ино­гда недоволен, то лишь тем положением в чиновничьей иерархии, которое он занимает. Вот почему он больше всего ценит чин и богатство. И ни образование, ни культура не в силах изменить эту жизненную уста­новку чиновника. Червяков, например, сидел в креслах партера затылок в затылок с генералом, но тот все-та­ки был для него столь недосягаем и свят, как Бог («Смерть чиновника»). Тонкий закончил гимназию, од­нако, как только услышал, что друг его детства уже тайный советник, тут же «съежился, сгорбился, сузил­ся» и «Ваше превосходительство... Хи-хи-с!» («Толстый и тонкий»). По этому поводу сам Чехов писал: «...Кому чужда жизнь, кто неспособен к ней, тому больше ниче­го не остается, как стать чиновником».

Большое общественное зло также и в крепостниче­стве, так как сохранились не только люди, пользовав­шиеся привилегиями, завещанными крепостной эпохой, но и мораль, порожденная крепостничеством, еще жи­ла в сознании и поведении его современников. Бывшие крепостные еще не один год после отмены крепостного права по привычке смотрели на помещика как на гос­подина и считали себя обязанными выполнять любую его прихоть. Так, например, Фирс из пьесы «Вишневый сад» с сожалением вспоминает о прошедших временах. И если бы Карпушка и Матвей не изъявили готовности сразу же приступить к исполнению приказа Трофима Семеновича, то надругательство над парнем и девкой могло бы и не состояться («За яблочки»).

Такое рабское повиновение, ощущение своей ни­чтожности также не соответствовали нравственному идеалу Чехова. В одном из его писем младшему брату Михаилу есть такие строчки: «Не нравится мне... зачем ты величаешь особу свою «ничтожным и незаметным братишкой». Ничтожество свое сознаешь? Не всем, брат, Мишам надо б!, 1ТЬ одинаковым. Ничтожество свое сознавай, знаешь Г де? Перед Бегом, пожалуй, перед умом, красо­той, природой, но не пред людьми. Среди людей нужно сознавать свое достоинство. Ведь ты не мошенник, че­стный человек? Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность».

Не находит А. П. Чехов идеала и среди персона­жей, Живущих «футлярной» жизнью. Беликов — главный герой рассказа «Человек в футляре», каза­лось бы живет по правилам. Девиз его жизни — как бы чего не вышло. Он заковал себя в рамки законов, делал только то, что разрешено. И этот «человек в футляре» держал в руках весь город в течение пят­надцати. Он был уверен, что все должны посту­пать только по правилам, тем самым ущемляя свободу других, Беликов не один, таких людей много. Коллежскад асессор Кирьяков из рассказа «Необыкно­венны» своим поведением обижает других, но это не из-за Эгоизма или еще каких-нибудь других дурных наклонностей. Напротив, «он честен, справедлив, рас­судителен, разумно экономен... добродетелей у него гораздо больше, чем недостатков...» — так говорит его жена ((юхоже, что Чехов не сомневается в правдивос­ти ее Сдов). Кирьяков черств и суров потому, что бес­корыстно и самоотверженно служит несомненному принципу, в этом вина героев, но и оправдание.

Мы видим, что все дело не столько в этих людях, сколько в морали, предопределенной сложившимися жизненными устоями. Но Чехов чувствовал, что фор­мы жизни современной ему России исчерпаны, и сам он был свободен от этих форм. Он уже остро чувство­вал толчки новой жизни, хотя, как я уже говорила, не видел точно, какой она будет. Он надеялся, что но­вая жизнь будет гармоничная, не ущемляющая прав человека.

В его произведениях появляются новые персонажи, более близкие к нравственному идеалу писателя. По мнению Чехова, к числу хороших людей можно от­нести Независимого, стойкого человека, который отдает себя труду, который способен нести ответственность. Здесь можно привести в качестве примера Аню («Виш­невый сад») и Надю («Невеста»). Надя — невеста новой жизни: она покидает родной дом, бросает жениха, что­бы окунуться в новую жизнь, когда можно будет прямо и смело смотреть в глаза судьбе, сознавать себя пра­вым, быть веселым, свободным. Аня также является образом весны, то есть образом будущего. Именно она сможет вступить в это будущее.

Таким образом, мы пришли к выводу, что конкрет­ного нравственного идеала у А. П. Чехова не было, но он видел, чего не должно быть в новом человеке, что портит нашу жизнь. Верность правде была причиной широкого признания его среди современников. Они по­няли, что каждое произведение Чехова — о них, обо всем, что сами они, кажется, чувствуют. Суровая прав­да его произведений — это правда самой жизни. Труд­но постичь общий смысл чеховского творчества, куда и к чему он зовет читателя, но главное можно понять: он зовет к новой жизни, в которой не будет лицемерия, ограниченности, зла, то есть А. П. Чехов зовет к пере­менам. «Главное — перевернуть жизнь», — говорит его устами герой рассказа «Невеста».

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.