Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Чернышевского Н. Г.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Проблема любви в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



«Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим...»

А. С. Пушкин

 

Когда я стала подробно разбирать роман Н. Г. Чернышев­ского по содержанию, у меня получилось три полочки. На одной — стоят нравственные взаимоотношения героев с окружающим миром и между собой. На другой — экономи­ческие изыскания. А на третьей, потайной, полке — револю­ционная деятельность Рахметова. Автор писал своей жене, что задумал «книгу... в самом легком, популярном духе, в виде почти романа, с анекдотами, сценами, остротами, так, чтобы ее читали все, кто не читает ничего, кроме романов». Эти строки говорят нам о том, что Николай Гаврилович отдавал предпочтение литературе для ума. Однако ради увеличения читательской аудитории он пошел на мелодраматические уловки. Но даже любовный жанр, благодаря просветительс­кому дару писателя, превратился в занимательный учебник по воспитанию чувств. В нем есть страницы о положении женщины в обществе, о любви и ревности, о новых взаимо­отношениях в семье. Главная героиня романа Верочка, впоследствии Вера Пав­ловна, начала борьбу за свое право любить, еще находясь в стане врагов, до встречи с «новыми людьми». Мать хотела выдать ее замуж за богатого, но никчемного человека. Вера совершила смелый поступок, когда пошла наперекор воле матери. Первой союзницей девушки в этой борьбе стала лег­комысленная француженка Жюли. Этот образ интересен тем, что автор не осуждает падшую женщину, а показывает, что она свободнее и во многом порядочнее почтенных дам. Пред­ставляю, как были шокированы современники Чернышев­ского тем, что именно в уста продажной женщины он вложил пламенный призыв: «Умри, но не давай поцелуя без любви!» Сама Жюли любить уже не может и считает себя недостой­ной любви. Но это не мешает ей понимать ценность истинно­го чувства.

Знакомство Верочки с Лопуховым стало поворотным в ее судьбе. В неразговорчивом студенте она нашла первого еди­номышленника и верного друга. Он стал ее спасителем, помог ей вырваться из мрачного подвала на яркий солнечный свет. В своем первом сне освобожденная Вера выпускает на волю других девушек и впервые знакомится с так называемой «не­вестой всех женихов». Кем она является на самом деле, ста­нет ясно только в четвертом сне. Верочка не могла не полю­бить Лопухова и была очень счастлива, когда выходила за него замуж. Автор подробно описывает нам, какие порядки установились в «новой» семье. Лопухов хвалил свою жену за то, чего прежние мужья и представить себе не могли, — за самостоятельность: «Так, так, Верочка! Всякий пусть охраня­ет свою независимость всеми силами от всякого, как бы ни любил его, как бы ни верил ему». Чернышевский отстаивает революционную по тем временам мысль, что женщина ничем не хуже мужчины и должна во всем иметь равные с ним права.

Несколько лет Вера и Лопухов живут в полном согласии. Но постепенно в душе у нашей героини появляется смутное ощущение, что ей чего-то не хватает. В третьем сне открыва­ется причина этого беспокойства. То чувство, которое она испытывает к «миленькому», вовсе не любовь, а неправильно понятая благодарность. Мало того, по-настоящему она любит лучшего друга своего мужа. И Кирсанов любит Веру Павловну уже много лет. Мне кажется, в романе «Что делать?» именно любовь подвергает проверке на прочность верность героев идеалам «новой» жизни. И Лопухов, и Кирсанов, и Верочка проходят это испытание. В своих мучениях они предстают перед нами не героями, а просто хорошими, порядочными людьми. Разрешение этого любовного треугольника очень оригинально. «Проницательному читателю» просто невоз­можно поверить в существование такого решения. Но автора не заботит мнение обывателя.

Проверке чувством подвергается и «особенный человек» Рахметов. «Я не должен любить»,— говорит он и делает из себя железного воина, но любовь проникает под его броню и заставляет с болью воскликнуть: «...и я тоже не отвлеченная идея, а человек, которому хотелось бы жить. Ну да ничего, пройдет». Он, конечно, героическая личность, но мне его жал­ко, потому что человек, который душит в себе любовь, стано­вится бесчувственной машиной. Впоследствии он может толь­ко рассуждать о чувствах, но верить ему в этих вопросах не стоит. Рахметов говорит Верочке о ревности: «В развитом человеке не следует быть ей. Это искаженное чувство... это следствие взгляда на человека как на мою принадлежность, как на вещь». Слова правильные, но что может знать об этом суровый воин? Об этом может говорить только тот, кто лю­бит и побеждает в себе оскорбительную для другого ревность.

Моим любимым героем в романе является Кирсанов. В отличие от Рахметова, когда Кирсанов осознает, что любит жену друга, он борется не с чувством, а с самим собой. Стра­дает, но не нарушает спокойствия Верочки. Смиряет в себе ревность и желание личного счастья ради дружбы. Мне ка­жется, что слова А. С. Пушкина, которые я взяла эпиграфом к сочинению, можно полностью отнести к любви Алексея Кир­санова.

В четвертом сне Веры Павловны Н. Г. Чернышевский раз­ворачивает перед читателями картину идеального будущего. В ней большое место занимает любовь. Перед нами проходит вся история человечества с точки зрения эволюции любви. Верочка, наконец, узнает имя своей путеводной звезды, «се­стры всех сестер» и «невесты всех женихов»: «...это слово — равноправность... Из него, из равенства, и свобода во мне, безкоторой нет меня». Мне кажется, этим автор хотел сказать, что без свободы выбора и равенства прав истинная любовь не может существовать.

В заключительной части романа мы видим Веру Павловну, Кирсанова, Лопухова и его новую жену Катю полностью счас­тливыми в любви. Автор рад за своих героев: «...немногими испытано, что очаровательность, которую всему дает любовь, вовсе не должна... быть мимолетным явлением в жизни чело­века». Счастье Любви будет вечным, только «надобно иметь для этого чистое сердце и честную душу да нынешнее понятие о правах человека, уважение к свободе того, с кем живешь».

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.