Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Чернышевского Н. Г.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Образ Рахметова


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Роман Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?» был написан им в Петропавловской крепости. Он создавался в эпоху подъема революци­онного движения. Рахметов — один из главных геро­ев этого романа, который предстает перед нами в гла­ве «Особенный человек».

По происхождению Рахметов — дворянин, яв­ляется представителем знатной фамилии, в чьем роду были бояре, генерал-аншефы, окольничие. Но при­вольная и обеспеченная жизнь не удержала Рахмето­ва в имении отца. Уже в шестнадцать лет он уехал из провинции и поступил на естественный факультет университета в Петербурге.

Отступившись от аристократического образа жизни, он становится демократом по взглядам и об­разу поведения. Рахметов — истинный революцио­нер. Таких людей, как он, не очень много. «Я встре­тил, — замечает Чернышевский, — до сих пор только восемь образцов этой породы (в том числе двух жен­щин)...».

Таким «особенным человеком» Рахметов стал не сразу. И лишь знакомство его с Лопуховым и Кирса­новым, который познакомил его с учением социали­стов-утопистов и философией Фейербаха, явилось се­рьезным толчком к его превращению в «особенного человека»: «Жадно слушал он Кирсанова в первый вечер, плакал, прерывал его слова восклицаниями про­клятий тому, что должно погибнуть, благословений тому, что должно жить».

После перехода к революционной деятельности Рахметов с поразительной быстротой начал расши­рять круг своих занятий. И уже в двадцать два года Рахметов стал «человеком очень замечательно осно­вательной учености». Понимая то, что сила вождя революции зависит от близости к народу, Рахметов создал себе наилучшие условия для личного изучения жизни трудящихся. Для этого он пешком исходил всю Россию, был пильщиком, дровосеком, камнетесом, вместе с бурлаками тянул баржи по Волге, а также спал на гвоздях и отказывался от хорошей пищи, хотя и мог себе это позволить.

Он ест только говядину для поддержания физи­ческой силы. Единственной его слабостью являются сигары. Рахметов успевает за день сделать чрезвычай­но много, так как умеет рационально распоряжаться временем, не тратя его ни на чтение второстепенных книг, ни на проведение второстепенных дел.

Также он отказывается от любви молодой и очень богатой вдовы, практически от всех жизненных удо­вольствий. «Я должен подавить в себе любовь, — го­ворит он любимой женщине, — любовь к вам связывала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня, — уже связаны. Но развяжу. Я не должен лю­бить... такие люди, как я, не имеют права связывать чью-либо судьбу с своею».

Всем этим он постепенно подготавливал себя к революционным действиям, осознавая, что ему при­дется переносить муки, лишения и даже пытки. И он заранее закаляет свою волю, приучает себя выдержи­вать физические страдания. Рахметов — человек идеи в самом высоком смысле этого слова Мечта о революции для этого человека «особой породы» была руководством к действию и ориентиром всей его личной жизни.

Но образ жизни Рахметова Чернышевский не считает нормой человеческого существования. По его мнению, такие люди нужны только на перевалах истории как личности, вбирающие в себя общенарод­ные потребности и глубоко чувствующие общенарод­ную боль. И в романе к Рахметову возвращается сча­стье любви после свершения революции. Это происходит в главе «Смена декораций», где «дама в трауре» сменяет свой наряд на подвенечное платье, а рядом с ней оказывается человек лет тридцати,

В образе Рахметова Чернышевский запечатлел наиболее характерные черты зарождающегося в Рос­сии 60-х гг. XIX в. типа революционера с непреклон­ной волей к борьбе, с нравственными идеалами, бла­городством и бесконечной преданностью простому народу и своей родине. В данном романе была впер­вые нарисована картина будущего социалистическо­го общества, та великая цель, для достижения кото­рой мужественные рахметовы готовят революцию. Образ Рахметова производил неизгладимое впечатление на читателей и служил образцом для подража­ния. Мечтой каждого революционера было вести та­кой же образ жизни, какой вел Рахметов.

И на вопрос «Что делать?» Николай Гаврилович отвечает образом Рахметова Он говорит: «Вот подлин­ный человек, который особенно нужен теперь Рос­сии, берите с него пример и, кто может и в силах, сле­дуйте по его пути, ибо это и есть единственный для вас путь, который может привести к желанной цели».

Рахметов является рыцарем без страха и упрека, человеком, который выкован из стали. Нелегок путь, по которому он идет, но он богат всевозможными ра­достями. И рахметовы до сих пор имеют значение, являются примером поведения и подражания, источ­ником вдохновения. «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы, мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди за­дохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней... букет в благород­ном вине; от них ее сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли».

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.