Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Чернышевского Н. Г.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Нравственные искания русской интеллигенции в XIX веке


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Проблема нравственных исканий русской интеллигенции в XIX веке изначально была связана с проблемой русского дворянства, осознания им своего места в жизни и предназна­ченной ему роли. Вопросы «Как жить?» и «Что делать?» ни­когда не были праздными для лучшей части дворянской ин­теллигенции. Русские поэты и писатели ведут постоянный поиск нравственной основы бытия, размышляют о предна­значении художника, о проблемах совершенствования лич­ности, фатализма и личной ответственности каждого за свои поступки. Своих героев они наделяют недюжинным умом, который возвышает их над толпой, но часто делает и не­счастными, потому что в то время, когда жизнь полна проти­воречий, сложен становится и процесс развития личности, если это личность думающая, сомневающаяся, ищущая.

Тип сомневающегося интеллигента — один из сквозных образов русской литературы. Онегин скучает, видя, как пуста жизнь окружающих, но и сам теряет способность вы­ходить за пределы сложившегося в нем мира, становясь не умеющим чувствовать эгоистом. Рефлексирующего Печорина Лермонтов называет «героем» своего времени. Время не дает человеку возможность действовать, найти приложение своим «силам необъятным». Печорин постоянно находится в поис­ке, но поиск этот не ведет к конкретной цели, это поиск че­ловека скучающего, а потому сводится к запланированному риску. Впрочем, этот поиск можно назвать поиском нравст­венным, Во он не направлен на обретение идеала или смысла жизни, это, скорее, попытка экспериментально установить, что есть добро, а что есть зло, дабы избавиться от скуки, а не для того, чтобы утвердить добро в жизни. Онегин и Печорин становятся «лишними людьми», но остаются при этом героя­ми времени, отражая его характерные черты.

Мыслящий интеллигент становится и героем переходного времени, отраженного в романах Гончарова и Тургенева. Обло­мов близок автору тем, что ему присуща потребность сомне­ваться во всем, что он видит, но этот герой доводит идею без­действия дворянской интеллигенции до абсурда. Его искания полностью перешли в сферу внутреннего мира, а время уже требует действия. Противопоставлен Обломову Базаров, раз­ночинец, герой нового времени. Он, напротив, человек дела, не способный ставить свои убеждения под сомнение, а потому может лишь разрушать старое, не создавая новой эстетики. Не случайно Тургенев лишает Базарова нравственных исканий, зато наделяет ими интеллигента-дворянина Лаврецкого, героя романа «Дворянское гнездо». Причисляя Лаврецкого к «лиш­ним людям», Добролюбов отмечал особое место героя Тургене­ва в этом ряду, потому что «драматизм его положения заклю­чается уже не в борьбе с собственным бессилием, а в столкнове­нии с такими понятиями и нравами, с которыми борьба дейст­вительно устрашит самого энергического и смелого челове­ка. ..». Нравственный поиск Лаврецкого основан на том, что он осознает необходимость действия, но главным считает разра­ботку смысла и направления этого действия.

Иначе смотрит на разночинную интеллигенцию Некра­сов. Именно с общественно-литературной деятельностью Добролюбова, Чернышевского и других революционных де­мократов связывает поэт надежды на освобождение и про­буждение народа. Основой жизни для этих людей становится жажда подвига, их нравственные искания сопряжены с идеей хождения в народ. «Сеятель знанья на ниву народ­ную» становится новым положительным героем лирики Не­красова. Он аскетичен, готов к самопожертвованию. В опре­деленном смысле интеллигенты Некрасова близки Рахметову из романа «Что делать?». Он принадлежит к типу «кающего­ся дворянина», который ощущает свою кровную связь с дво­рянской культурой, но стремится порвать с ней. Он осущест­вляет идеал «хождения в народ», мечта о котором свойствен­на героям Толстого, а его нравственные искания связаны с идеей отказа от личного счастья во имя счастья общего.

Толстой — писатель дворянской культуры, но проблема нравственного поиска героя-дворянина связана у него с общим пониманием хода исторического процесса и критери­ев оценки личности. Эпопея «Война и мир» рисует духовные искания лучших и наиболее тонких интеллектов на фоне больших нравственно-практических решений, которые при­нимает народ, выражающий свои убеждения стихийно, через поступки. Без усвоения нравственного опыта народа человек современной высокой духовной культуры оказывается бес­сильным перед лицом хаотической действительности, особен­но в те моменты истории, которые можно назвать катастро­фичными. Этическая система дворянской интеллигенции ос­нована на вере в разумную природу человека, а потому рас­падается, будучи не в состоянии объяснить, к примеру, войну, которая воспринимается как явление, противореча­щее разумному прогрессу. Не имея возможности в рамках этого сочинения подробно рассмотреть ход процесса нравст­венных исканий главных героев романа «Война и мир», укажу лишь на смысл этих исканий. И Андрей Болконский и Пьер Безухов проходят путь к осознанию того, что их жизнь — песчинка в море человеческих жизней. Андрей — воплощение идеала аристократизма, того типа дворянина, который устарел для общества 60-х годов. Финал его иска­ний — смерть как единственная возможность «любить всех» и «не любить никого». Пьер гораздо ближе Толстому как герой современный, актуальный. Он более демократичен, прост, но также наделен активным ищущим разумом. Финал исканий этого героя — максимальное сближение с «роем», выросшее из осмысления тяжелых испытаний. Решающее влияние на Пьера оказывает Платон Каратаев, за словами которого стоит обобщение многовекового опыта народа.

Ищущий интеллигент-мыслитель Раскольников, герой романа Достоевского «Преступление и наказание», ненави­дит зло и не желает с ним мириться. Герой берет на себя не­посильную задачу — мстить обществу. Колоссальность этой задачи и осознание неспособности людей поддержать его про­тест приводят героя к гордыне. Кровавый эксперимент Рас-кольникова — уже описанная в русской литературе попытка проверить свою теорию на практике, что должно стать обо­снованием исканий. Достоевский видит опасность, которую несут в себе искания, опирающиеся на негуманную идею, ли­шенную нравственной основы.

Конечно, пути и цели нравственных исканий каждого из героев, упомянутых в сочинении, могли бы стать предметом отдельной большой работы. Отмечу лишь одно: все писатели XIX века отчетливо осознавали важную роль интеллигенции в жизни общества и поднимали вопрос ответственности ин­теллигента-мыслителя перед своим народом, перед людьми вообще.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.