Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Чернышевского Н. Г.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Новые люди (по роману «Что делать?»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Николай Гаврилович Чернышевский родился в семье свя­щенника, однако еще в юности он освободился от религиоз­ных представлений, став передовым мыслителем своего време­ни. Чернышевский был социалистом-утопистом. Он вырабо­тал стройную систему социального освобождения России. За революционную деятельность, публицистические статьи, ра­боту в журнале «Современник» Чернышевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В таких необычных условиях в 1862 году и был написан роман «Что делать?».

Роман опубликовал Некрасов в «Современнике», после че­го журнал был закрыт, роман запрещен. Вторично произведе­ние было напечатано только после первой русской революции. Между тем популярность «неугодного романа» была огром­ной. Он вызвал бурю, стал центром, вокруг которого кипели страсти. Нам трудно это представить, но роман переписывался от руки, распространялся в списках. Сила власти его над ума­ми молодых современников не знала границ. Один из профес­соров Петербургского университета писал: «За шестнадцать лет моего пребывания в университете мне не приходилось встретить студента, который бы не прочел знаменитого сочи­нения еще в гимназии».

Роман «Что делать?» написан в расчете на молодого чита­теля, на того, кто стоит перед проблемой выбора пути. Все содержание книги должно было указать вступающему в жизнь человеку, как строить свое будущее. Чернышевский создает ро­ман, который называли «учебником жизни». Научить действо­вать правильно и по совести должны были герои произведе­ния. Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна не случайно названы самим писателем «новыми людьми», а о Рахметове автор гово­рит, как об «особенном человеке». Вспомним Чацкого, Онеги­на, Печорина... Они романтики, мечтатели — люди, не имеющие цели. Все эти герои не идеальны. В них есть черты, которые нам трудно принять. Герои Чернышевского редко сомневают­ся, они твердо знают, чего хотят в жизни. Они трудятся, им не знакомы праздность и скука. Они ни от кого не зависят, потому что живут своим трудом. Лопухов и Кирсанов заняты медици­ной. Вера Павловна открывает свою мастерскую. Это особен­ная мастерская. В ней все равны. Вера Павловна — хозяйка мастерской, но все доходы распределяются среди работающих в ней девушек.

«Новые люди» не замыкаются только в рамках своего де­ла. У них много других интересов. Они любят театр, много читают, путешествуют. Это всесторонне развитые личности.

По-новому они решают и свои семейные проблемы. Ситуа­ция, которая сложилась в семье Лопуховых, весьма традиционна. Вера Павловна полюбила Кирсанова. Анна Каренина, полюбив Вронского, попадает в безысходную ситуацию. Тать­яна Ларина, продолжая любить Онегина, решает свою судьбу однозначно: «...я другому отдана; я буду век ему верна». Ге­рои Чернышевского разрешают этот конфликт по-новому. Лопухов «сходит со сцены», освобождая Веру Павловну. При этом он не считает, что приносит себя в жертву, т. к. действу­ет он согласно теории «разумного эгоизма», популярной в сре­де «новых людей». Лопухов доставляет себе радость тем, что делает добро близким людям. В новой семье Кирсановых ца­рят взаимопонимание и уважение. Вспомним несчастную Ка­терину, героиню Островского. Кабаниха заставляет сноху сле­довать правилу: «жена да убоится мужа своего». Вера Павлов­на не только никого не боится, для нее возможен самостоя­тельный выбор жизненного пути. Она эмансипированная жен­щина, свободная от условностей и предрассудков. Ей предо­ставлено равноправие в трудовой и семейной жизни.

Новая семья в романе противопоставлена среде «пошлых людей», в которой росла и из которой ушла героиня. Здесь царят подозрительность и стяжательство. Мать Веры Павлов­ны — семейный деспот.

Близок к «новым людям» и Рахметов. Это человек, гото­вящий себя к решительной борьбе, к революции. В нем соче­таются черты народного богатыря и высокообразованного че­ловека. Он жертвует всем во имя своей цели.

Эти люди мечтают о том, чтобы на Земле наступила общая радость и благоденствие. Да, они утописты, в жизни не всегда так просто следовать предложенным идеалам. Но мне кажет­ся, что человек всегда мечтал и будет мечтать о прекрасном обществе, где будут жить только хорошие, добрые и честные люди. За это готовы были отдать жизни Рахметов, Лопухов и Кирсанов.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.