Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Чернышевского Н. Г.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Как отвечает Н. Г. Чернышевский на вопрос, поставленный в заглавии романа «Что делать?»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Если есть на свете «крылатые» фразы, то должны быть и «крылатые» вопросы. Вечно парят они в воздухе, которым дышит человек разумный. Мне кажется, что умение правиль­но поставить вопрос так же важно, как ответить на него. На­пример, английская литература интересовалась: «Быть или не быть?» вообще, а русская литература середины девятна­дцатого века конкретно спросила: «Кто виноват?» и «Что де­лать?» Мир устроен несправедливо: богатые и бедные, доб­рые и злые, счастливые и несчастные... Оставлю за рамками данного сочинения многогранный вопрос А. И. Герцена о том, кто в этом виноват. Моя задача понять, что же предложил сделать русский писатель, публицист, но более всего об­щественный деятель Николай Гаврилович Чернышевский для того, чтобы устройство человеческого общества стало справедливым. Можно ли избавить землю от бедности, не­счастий и злодейств?

Мне кажется, что если человек живет плохо и неправиль­но, то для начала он должен это осознать. Такие люди встре­чались во все исторические времена и во всех странах. В русской литературе девятнадцатого века они появились сна­чала под названием «лишних» людей, лучшие качества кото­рых не находят применения в современной жизни. От этого страдали и Онегин, и Печорин, и Чацкий. Потом появился «нигилист» Базаров со своим полным отрицанием всех цен­ностей старого мира, но без желания предложить что-либо конструктивное. А в конце пятидесятых годов в литературу вошли «особенный человек» Рахметов и «новые люди», опи­санные Н. Г. Чернышевским. Кто же они и откуда?

В России девятнадцатого века начало формироваться но­вое сословие. Людей этих назвали «разночинцами», видимо потому, что они были детьми разного рода чинов и званий: от уездных врачей и священников до судейских и первых ин­женеров. Чернышевский увидел в них людей не только обра­зованных и способных к труду. Среди них было много нерав­нодушных к судьбе русского народа. «...Это, господа, странная молодежь...» — говорит автор проницательному читателю. Мне кажется, что это были первые ростки русской интелли­генции. Именно для этих людей книга «Что делать?» должна была стать руководством к действию.

Первым делом нужно заняться образованием души и ума русского народа, считает автор. Душе нужно дать свободу и осознание того, что поступать честно и благородно гораздо выгоднее, чем обманывать и трусить: «Твоя человеческая на­тура сильнее, важнее для тебя, чем каждое отдельное твое стремление... будь честен... вот и весь свод законов счастли­вой жизни». Уму нужно дать широкое поле знаний, чтобы он тоже был свободен в своем выборе: «Конечно, как ни тверды мысли человека, находящегося в заблуждении, но, если дру­гой человек, более развитый, более знающий, лучше понима­ющий дело, будет постоянно работать над тем, чтобы вывес­ти его из заблуждения, заблуждение не устоит». Так говорит доктор Кирсанов своему пациенту, но читатель понимает, что автор обращается именно к нему. Следующий необходимый шаг в продвижении к новому обществу — это, конечно, сво­бодный и справедливо вознаграждаемый труд: «Жизнь име­ет своим главным элементом труд... и самый верный элемент реальности — дельность». Экономическая программа Н. Г. Чернышевского описана в романе достаточно подробно. Первопроходцем практического ее воплощения в жизнь яв­ляется Вера Павловна, которая открывает швейную мастер­скую и своим личным примером пробуждает для счастливой жизни своих работниц. Вот таким образом постепенно коли­чество «новых» людей должно увеличиваться, пока на земле не останется злых, бесчестных и ленивых. Картину будущего общества автор рисует нам в четвертом сне Веры Павловны. К сожалению, многое в этой картине, с высоты последующе­го исторического опыта, выглядит утопично. Но свою поло­жительную роль в судьбе России просветители-народоволь­цы сыграли, хотя и не смогли добиться желаемого результата. Есть в романе и другой, более радикальный вариант ответа на вопрос: «Что делать?» По цензурным соображениям Нико­лай Гаврилович не смог описать этот путь более подробно. «Особенный человек» Рахметов, на первый взгляд, занимает в канве повествования совсем немного места. Но по воздействию на умы многих поколений российской молодежи этот образ не имеет себе равных. Рахметов — сильный, талантливый чело­век, который полностью отказывается от любой личной жиз­ни во имя борьбы за светлую идею. Суть идеи та же — устрой­ство справедливого человеческого общества, но путь к нему лежит через революционную борьбу со старым порядком. Кир­санов говорил: «Я принимаю правило: против воли человека не следует делать ничего для него; свобода выше всего, даже и жизни». Для последователей Рахметова воля одного человека не имела значения, если она входила в противоречие с их идей­ной борьбой за счастье всего остального человечества. В итоге это привело мою страну к великим потрясениям и большой крови.

В заключение я хочу сказать о самом авторе романа «Что делать?». Николай Гаврилович Чернышевский был вели­ким гражданином нашей страны и человеком героической судьбы.

 

...Что есть гражданственность?» — не надо вопрошать,

А надо ею жить — как воздухом дышать.

К. Рылеев

 

Много честных и красивых людей воспитала его книга. Они старались нести народу истину, которой служил автор следующих строк: «Истина — хорошая вещь: она вознаграж­дает недостатки писателя, который служит ей». Но ведь не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает! И мне кажется, если благодаря роману хороших людей стало больше, он заслуженно занимает свое место в истории рус­ской литературы.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.