Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Цветаевой М. И.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «Государь распровеликий» в восприятии поэтов послеоктябрьского периода


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В молодости Марина Цветаева не скрывала своей непри­язни к Петру Великому. Она очень любила Москву и не могла простить того, кто лишил этот город венца столицы. Москва для Цветаевой была символом старой, патриархаль­ной Руси, которой противостояла грубая сила царского кап­риза. Старая Русь была для Цветаевой как бы даром Бо­жьим, и ее разрушение поэтесса воспринимала как богобор­ческий бунт земной власти, бессильной, однако, утвердить свое превосходство в высшем смысле: «Но выше вас, цари, колокола».

Петр в изображении Цветаевой претендует на власть не только над частью материального мира, но и над иными ми­рами, что превращает его в слугу дьявола (недаром же мно­гие религиозные люди воспринимали его как Антихриста). Эту мысль Цветаева выражает в стихотворении «Петру» из цикла «Лебединый стан».

 

...Нет, Государь Распровеликий,

Распорядитель снов,

Не на своих сынов работал, —

Бесам на торжество!..

 

Построив на крови свою сатанинскую империю и ее новую столицу, Петр как бы заранее обрекает все это на гибель:

 

Родоначальник — ты — развалин.

Твоею же рукой провален

Твой баснословный град...

 

Нормальная жизнь в таком царстве невозможна. Стихо­творение Цветаевой перекликается и с «Ужо тебе!» героя «Медного всадника», и со стихотворением Якова Полонского «Миазм», где рассказывается страшная история о том, как в петербургский дом является призрак одного из тех, на чьих костях был построен город. Болотными испарениями приви­дение губит невинного ребенка. Судьба этого ребенка, как и трагедия пушкинского Евгения, говорит о том, что пролитая кровь рано или поздно напомнит о себе тем, кто живет на земле, ее впитавшей. И петровская империя взорвалась, рас­плескивая кровь, которая была в ее фундаменте.

Тема Петра и его эпохи звучит у многих поэтов — совре­менников революции. Так, Сергей Есенин в «Песне о вели­ком походе» поставил в ряды Красной Армии призраки му­жиков, погибших при строительстве Петербурга. Осип Ман­дельштам воспринял падение Керенского как конец европей­ского пути России, связанного с именем Петра:

 

...Как будто слышу я в октябрьский тусклый день:

«Вязать его, щенка Петрова!»

 

А для Цветаевой революция — прямой результат дея­тельности ненавистного императора. Она винит его не только в крови, пролитой в его царствование, но и в той крови, ко­торая пролилась двести лет спустя:

 

Державного однофамильца

Кровь на тебе, бунтарь.

 

И стихотворение завершается призывом покончить с этим двухсотлетним ужасом:

 

Но нет! Конец твоим затеям.

У брата есть сестра!

На Интернацьенал — за терем!

За Софью — на Петра!

 

Сила Бога противостоит дьяволу, старая Русь сопротив­ляется обрушившемуся на нее валу зла. Олицетворением этого сопротивления для Цветаевой является не только ца­ревна Софья, но и боярыня Морозова из «горящих скитов». В образе этой древнерусской мученицы Москва протестует против грозового вихря, сорвавшего с нее «княжеский» венец. В стихотворении «Москве» Петр выступает как от­крытый внешний враг — в одном ряду с Самозванцем и Бо­напартом:

 

Как Петр-Царь, презрев закон сыновий,

Позарился на голову твою —

Боярыней Морозовой на дровнях

Ты отвечала Русскому Царю.

 

Но все бесполезно. Старая Русь погибает. Ее главный символ сиротеет:

 

Что ты делаешь, голубка? — Плачу.

Где же спесь твоя, Москва? — Далече.

Голубочки где твои? — Нет корму.

Кто унес его? — Да ворон черный.

Где кресты твои святые? — Сбиты.

Где сыны твои, Москва? — Убиты.

 

Интересное совпадение: в стихотворении возникает образ «черного ворона» — зловещей птицы, превратившейся в автомобиль ВЧК, которая была создана как раз в те дни, когда писались эти стихи (в декабре 1917 года). Для многих поколений «черные вороны» (или, иначе, «черные маруси») стали одним из самых мрачных символов эпохи. Вспомним «Реквием» Анны Ахматовой:

 

Звезды смерти стояли над нами,

И — безвинная — корчилась

Русь Под кровавыми сапогами

И под шинами «черных марусь».

 

Так поэтический образ, созданный Цветаевой, превратил­ся в суровую «прозу жизни».

Марина Цветаева, как и другие поэты той эпохи, не суме­ла внушить современникам, что пролитая кровь обязательно напомнит о себе в будущем. Десятилетиями миллионам рос­сиян вдалбливалось, что во имя «светлого будущего» дозво­лено все. Сама поэтесса покончила с собой, раздавленная жестоким временем. И, лишь пройдя через все кошмары XX века, люди начали понимать простую истину: зло может по­родить только зло.

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.