Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Цветаевой М. И.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Мотивы лирики М. Цветаевой


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, ко­торая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития при­родного дара. Такой (яркой и трагической) была судьба Марины Цветаевой, крупного и значительного поэта первой половины нашего века. Все в ее личности и по­эзии (для нее это нерасторжимое единство) резко вы­ходило из общего круга традиционных представлений, господствующих литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова.

Со страстной убежденностью провозглашенный ею в ранней юности жизненный принцип быть только са­мой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды, обернулся в дальнейшем неразрешимыми про­тиворечиями трагической личной судьбы.

Моя любимая поэтесса М.Цветаева родилась в Моск­ве 26 сентября 1892 года:

 

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

 

Рябина стала символом судьбы, тоже переходной и горькой. Через всю жизнь пронесла Цветаева свою лю­бовь к Москве, отчему дому. Она вобрала в себя мятеж­ную натуру матери. Недаром самые проникновенные стихи в ее прозе о Пугачеве, в стихах о Родине. Ее по­эзия вошла в культурный обиход, сделалась неотъемле­мой частью нашей духовной жизни. Сколько цветаевс­ких строчек, недавно еще неведомых и, казалось бы, на­всегда угасших, мгновенно стали крылатыми! Стихи были для Цветаевой почти единственным средством самовыражения. Она поверяла им все:

 

По тебе тоскует наша зала,

Ты в тени ее видал едва.

По тебе тоскуют те слова,

Что в тени тебе я не сказала.

 

Следует отметить, что победоносная слава шла к Цве­таевой подобно шквалу. Если Ахматову сравнивали с Сапфо, то Цветаева была Никой Самофракийской. Уже в 1912 году выходит ее сборник стихов «Волшебный фонарь». Характерно обращение к читателю, которым открывался этот сборник:

 

Милый читатель!

Смеясь как ребенок,

Весело встреть мой волшебный фонарь.

Искренний смех твой — да будет он звонок

И безотчетен, как встарь.

 

В «Волшебном фонаре» Цветаевой мы видим зари­совки семейного быта, очерки милых лиц мамы, сест­ры, знакомых, есть пейзажи Москвы и Тарусы:

 

В небе — вечер, в небе — тучки,

В синем сумраке бульвар.

Наша девочка устала,

Улыбаться перестала.

Держат маленькие ручки Синий шар.

 

В этой книге впервые появилась у Марины Цветае­вой тема любви. Многие нынешние сборники Цветае­вой открываются стихотворением «Моим стихам, напи­санным так рано...» Созданное в 1913 году, в пору юнос­ти, оно стало программным и пророческим:

 

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я — поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

 

Трагедия Цветаевой началась с первых же ее шагов в литературе. То была трагедия одиночества и неприз­нанное™. Прекрасными были цветаевские стихотворе­ния «Последняя встреча», «Декабрь и январь», «Эпи­лог», «Итог дня».

В 1913—1915 гг. Цветаева создает свои «Юношеские стихи», которые никогда не издавались. Сейчас боль­шинство произведений напечатано, но стихи рассыпа-

706

ны по различным сборникам. Необходимо сказать, что «Юношеские стихи» полны жизнелюбия и крепкого нравственного здоровья. В них много солнца, воздуха, моря и юного счастья. Что касается революции 1917 года, то ее понимание было сложным, противоречивым. Кровь, проливаемая в гражданской войне, отталкивала Цветаеву от революции:

 

Белый был — красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был — белый стал:

Смерть победила.

 

Это был плач, крик души поэтессы.

В 1922 г. вышла ее первая книга «Версты», состоящая из стихов, написанных в 1916 г. В «Верстах» воспета любовь к городу на Неве, в них много пространства, до­рог, ветра, быстро бегущих туч и солнца, лунных ночей. В «Верстах» есть целый цикл стихов, посвященных Бло­ку. Он для Цветаевой — «рыцарь без укоризны»: В том же году Марина переезжает в Берлин, где она за два с половиной месяца написала около тридцати стихотво­рений. В ноябре 1925 года Цветаева уже в Париже, где прожила 14 лет.

Во Франции она пишет свою «Поэму Лестницы» — одно из самых острых, антибуржуазных произведений. Можно с уверенностью сказать, что «Поэма Лестни­цы» — вершина эпического творчества поэтессы в па­рижский период. В 1939 году Цветаева возвращается в Россию, так как она хорошо знала, что найдет только здесь истинных почитателей ее огромного таланта. Но на родине ее ожидали нищета и непечатание, арестова­ны ее дочь и муж, которых она нежно любила.

Одним из последних произведений Цветаевой было стихотворение «Не умрешь, народ», которое достойно завершило ее творческий путь. Оно звучит как прокля­тие фашизму, прославляет бессмертие народов, борю- щихся за свою независимость. Поэзия Цветаевой откры­то вошла в наши дни. Наконец-то и навсегда обрела она читателя — огромного, как океан: народного читателя, какого при жизни ей так не хватало. В общей истории отечественной поэзии Марина Цветаева всегда будет занимать особое, достойное место. Подлинное новатор­ство ее поэтической речи было естественным воплоще­нием в слове мятущегося, вечно ищущего истины, бес­покойного духа.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.