Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Фонвизина Д. И.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «Недоросль»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Смелым властелином сатиры и другом свободы называл Пушкин одного из самых замечательных деятелей русской культуры, драматурга XVIII века, автора бессмертной коме­дии «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина. Фонвизин — представитель передовых, стоящих на уровне евродейской просветительской мысли кругов дворянского общества — на­ходился в резкой оппозиции к самодержавному произволу рос­сийской монархии, невежественных дворян-крепостников, «угнетающих рабством» отданных в их полную власть крепо­стных крестьян. Это закономерно поставило его в ряды писа­телей наиболее прогрессивного «сатирического направления» литературы XVIII века.

Главным произведением, вершиной творчества драматурга явилась комедия «Недоросль». Одной из центральных про­блем, настойчиво ставившихся просветителями XVIII века, было воспитание — создание новых поколений передовых лю­дей. В комедии Фонвизина это одна из главных проблем.

По указу Петра I все малолетние дворянские сынки-недо­росли обязаны были иметь знания по закону божию, граммати­ке, арифметике. Без этого они не имели права ни жениться, ни поступать на службу. Их предписывалось отдавать в солдаты или матросы без выслуги. Именно поэтому Простакова и нани­мает учителей Митрофанушке. Но из этого ничего путного не получается, так как «через воспитание разумели они одно пи­тание»,— как говорил герой Фонвизина. Но вместе с тем нари­сованная в «Недоросле» картина по своему содержанию гораздо шире, чем просто показ дурного воспитания. Пьеса постепен­но перерастает в резкое обличение крепостничества.

Бесчеловечное обращение «презлой фурии» не только с кре­постными, но и грубость ее по отношению к мужу, воспитанни­це Софье все возрастает. Простакова пользуется неограничен­ной властью над людьми. Она взяла себе право бранить всех и вся. Не встречая серьезного сопротивления, она распоясалась, временами теряя человеческий облик. Фонвизин реалистично показывает картины жизни в помещечьей усадьбе. «После то­го, как мы все отняли у крестьян,— сетует помещица,— отнять больше нечего». Вот в чем видит она беду. Жажда наживы тол­кает недобросовестных помещиков на неблаговидные поступки. Они так привыкли к безнаказанности и вседозволенности, что даже с равноправными готовы поступать так же, как с крепост­ными крестьянами. Госпожа Простакова, не боясь последст­вий, хочет принудить Софью к браку с Митрофаном. Чадолю­бивую мать останавливает только сила. Решительное вмеша­тельство Милона предотвращает беду. Госпожа Простакова по­нимает только язык силы: рассуждение, здравые мысли, дово­ды — это все ей недоступно, выше ее понимания. Переход от на­силия к покорности у нее происходит молниеносно. Только что она была властной барыней и тут же унижающаяся, плачущая, жалкая женщина. Способная всех и вся унизить, Простакова с легкостью унижается сама. Сцена не только комична, но страшна. Имение Простаковых идет в опеку, понимая это, по­мещица решается на отчаянный шаг. Она на коленях умоляет Правдина, Стародума, Софью пощадить «жестокосердечную помещицу». Для Простаковой нет границ унижения, она поня­тия не имеет о человеческом достоинстве. Бездумная материн­ская любовь Простаковой так же терпит крах. Чувствуя, что почва уходит у нее из-под ног, Простакова бросается к сыну, ища у него любви, понимания, защиты. Митрофан ведет себя соответственно полученному воспитанию. Он видел вокруг себя хамство, неуважение к человеку и поступает подобающим обра­зом: «Да отвяжитесь, матушка, как навязалась...» —бросает он небрежно матери. Потерявшая власть и силу, она не нужна ему. Он будет искать новых могущественных покровителей.' Фигура Митрофана становится страшнее, зловещее, чем стар-' шее поколение Скотининых — Простаковых. У них были хоть какие-то привязанности. Митрофан же невежествен, не имеет' никаких моральных принципов и, как следствие этого, агрес­сивен. Отказывая в помощи матери, Митрофан показывает се­бя законченным негодяем.

Написанная более двухсот лет назад, комедия «Недоросль» не потеряла своей актуальности и для нас. Проблемы, постав­ленные и решаемые Фонвизином, так же остры и актуальны сегодня. Вопросы воспитания, служения Отечеству, нравствен­ные принципы человека, вероятно, относятся к разряду «вечных». И каждое поколение будет решать их по-своему, но никогда не откажется от них, не отмахнется, как от малозначительных, потерявших насущную необходимость. Комедия «Недоросль» не только заняла достойное место в классической литературе, но пополнила и золотой фонд рус­ского театра.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.