Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Фонвизина Д. И.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «Друг свободы», «сатиры смелый властелин» Фонвизин


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Денис Иванович Фонвизин — один из наиболее выдаю­щихся деятелей литературы XVIII века. Его любовь к театру зародилась в юности, и талант будущего драматурга замети­ли еще его гимназические учителя. С течением времени уг­лублялись просветительские взгляды Фонвизина, крепло его стремление вмешиваться своими произведениями в самую гущу событий русской общественной жизни. Фонвизин по праву считается создателем русской общественно-политичес­кой комедии. Его знаменитая пьеса «Недоросль» превратила усадьбу Простаковых в средоточие пороков, «злонравия до­стойных плодов», которые драматург обличает со свойствен­ными ему злословием, сарказмом, иронией.

«Недоросль» — произведение многотемное. Здесь подни­маются вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений в современной автору России, о системе воспитания и образо­вания. Но главными, несомненно, становятся проблемы кре­постного права и государственной власти.

В первом же действии мы попадаем в атмосферу помещи­чьего произвола. Тришка сшил кафтан Митрофану «изрядне-хонько», но это не спасает его от брани и порки. Старая нянька Митрофана Еремеевна безмерно предана своим госпо­дам, но получает от них «по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день». Простакову возмущает то, что крепостная девка Палашка, заболев, лежит, «как будто благородная». Произвол помещиков привел к полному обнищанию крес­тьян. «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» — жалуется Простакова. Но помещики твердо знают, что они защищены всей системой государственной власти. Именно общественное устройство России позволило Простаковым и Скотининым по-своему распоряжаться в своих имениях.

На протяжении всей комедии Фонвизин подчеркивает «скотскую» сущность Простаковой и ее брата. Даже Враль­ману кажется, что, живя с господами Простаковыми, он «фее с лошадками». Ничуть не лучше будет и Митрофан. Автор не просто выставляет на посмешище его «познания» в науках, нежелание учиться. Фонвизин видит, что в нем живет все тот же жестокий крепостник.

Огромное влияние на формирование людей, подобных Митрофану, оказывает, по мнению автора, не только общая обстановка в дворянских усадьбах, но и принятая система образования и воспитания. Воспитанием молодых дворян за­нимались невежественные иностранцы. Чему мог выучиться Митрофан у кучера Вральмана? Могли ли такие дворяне стать опорой государства?

Группа положительных героев в пьесе представлена об­разами Правдина, Стародума, Милона и Софьи. Для писате­ля эпохи классицизма было чрезвычайно важно не только показать общественные пороки, но и обозначить тот идеал, к которому надо стремиться. С одной стороны, Фонвизин обличает государственные порядки, с другой — автор дает своего рода наставления, каким должен быть -правитель и общество. Стародум излагает патриотические взгляды луч­шей части дворянства, высказывает злободневные полити­ческие мысли. Введя в пьесу сцену лишения Простаковой господских прав, Фонвизин подсказывает зрителям и прави­тельству один из возможных путей пресечения произвола помещиков. Отметим, что этот шаг писателя был неодобри­тельно встречен Екатериной II , которая прямо дала писате­лю это почувствовать. Императрица не могла не увидеть в комедии «Недоросль» острую сатиру на самые страшные по­роки империи.

Сарказм Фонвизина нашел свое отражение и в произве­дении, озаглавленном «Всеобщая придворная грамматика», составленном в форме учебника. Писатель дает меткие ха­рактеристики придворных нравов, вскрывает пороки пред­ставителей высшего сословия. Назвав свою грамматику «всеобщей», Фонвизин подчеркнул, что эти черты свойст­венны монархическому правлению вообще. Придворных он называет льстецами, подхалимами, подлецами. Людей, жи­вущих при дворе, сатирик подразделяет на «гласных», «безгласных» и «полугласных», а самым употребительным счи­тает глагол «быть должным», хотя долгов при дворе не пла­тят.

Екатерина так и не увидела от Фонвизина покорности, а потому вскоре его произведения перестали появляться в пе­чати. Но Россия знала их, так как они ходили в списках. И в сознание своего поколения сатирик вошел как смелый обли­читель пороков общества. Недаром «другом свободы» назвал его Пушкин, а Герцен поставил комедию «Недоросль» в один ряд с «Мертвыми душами» Гоголя.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.