Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Фонвизина Д. И.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В комедии «Недоросль» Фонвизин изображает пороки со­временного ему общества. Его герои — представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя. Это первая в истории русской драматур­гии социально-политическая комедия.

Центральная героиня пьесы — госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворо­вых, воспитывает сына Митрофана. «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Никто не смеет противиться ее власти: «Разве я не властна в своих людях». Но в образе Простаковой есть и трагические элементы. Эта невежественная и корысто­любивая «презрелая фурия» очень любит и искренне заботит­ся о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:

— Один ты остался у меня.

— Да отвяжись...

— Нет у меня сына...

Основным способом создания характера Простаковой яв­ляется речевая характеристика. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет «воры», «канальи», «бестия», «собачья дочь». К Митрофану обращается: «другмой сердешный», «ду­шенька». Гостей встречает уважительно: «рекомендую вам дорогого гостя», «милости просим».

С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан — невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: «старая хрычовка». Воспитание и обучение Митрофана соответствует «моде» того времени и по­ниманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам — отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», граммати­ке — семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. Но его отношение к Ереме­евне, готовность «за людей приниматься», предательство ма­тери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.

Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе — «зоологизация». Собравшись жениться, Скотинин заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Вральману кажется, что, живя с Простаковыми, он жил «фее с лошат-ками». Таким образом автор подчеркивает мысль о «живот­ной» низменности окружающего мира.

Несмотря на то, что жанр пьесы «Недоросль» — комедия, Фонвизин не ограничивается только изобличением общест­венных пороков и созданием сатирических персонажей. Автор рисует ряд положительных персонажей — Стародум, Правдин, Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгля­ды «честного» человека на дворянскую мораль, семейные от­ношения и даже гражданское устройство. Этот драматурги­ческий прием поистине означает переворот в русской просве­тительской литературе — от .критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующе­го строя.

Отражая актуальные для своего времени проблемы, Фон­визин являлся талантливым психологом, мыслителем, ху­дожником. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.