Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Фонвизина Д. И.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Образы бессмертной комедии «Недоросль»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Денис Иванович Фонвизин — создатель бессмертной коме­дии «Недоросль». Вот уже более двухсот лет она не сходит со сцен русских театров, оставаясь по-прежнему интересной и ак­туальной новым и новым поколениям зрителей. В чем же сек­рет неувядаемости комедии? Произведение привлекает к себе внимание, прежде всего, галереей отрицательных персонажей. Положительные характеры менее выразительны, но без них не было бы движения, противоборства добра и зла, низости и бла­городства, искренности и лицемерия, животности и высокой духовности. Ведь комедия «Недоросль» построена на том, что мир Простаковых и Скотининых хочет подавить, подчинить се­бе жизнь, присвоить себе право распоряжаться не только кре­постными, но и вольными людьми. Так, например, они пыта­ются решить судьбу Софьи и Милона, Грубо, примитивно, при­бегая к насилию, но так уж они умеют. Таков арсенал их ору­жия. В комедии сталкиваются два мира с разными потребно­стями, стилями жизни, манерами речи, идеалами.

Вспомним госпожу Простакову на уроке Митрофанушки! «Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не лю­бит... Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись, все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурац­кой науке. Не трудись по-пустому, друг мой. Гроша не при­бавлю, да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье; а все вижу пустота. Денег нет, что считать. Деньги есть — со­чтем и без Пафнутьича хорошохонько...»

Стародум же, беседуя с Софьей, говорит: «Не тот богат, кто от­считывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчи­тывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного... Дворянин ...считал бы за первое бесчестье не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить».

Наверное, эти фразы звучат несколько высокопарно и ар­хаично по форме, но так ли уж они устарели своим содержа­нием. Стародум высказывает мысли о воспитании, о необхо­димости любви к Отчизне, привязанности к ее прошлому и будущему. Эти мысли звучат очень актуально, созвучны на­шему времени. Разве мало вокруг чадолюбивых родителей, воспитание которых ограничивается заботой о насыщении лю­бимого отпрыска. Разве не приходится встречать людей, кото­рым, как говорит Стародум, «во все случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки», то есть лю­дей, живущих сиюминутными интересами.

Комизм «Недоросля» не только в том, что Простакова бранит­ся, как уличная торговка, умиляется на обжорство сынка. Есть в комедии более глубокий смысл. Она саркастически высмеивает грубость, которая хочет выглядеть любезной, жадность, прикры­вающуюся великодушием, невежество, претендующее на образо­ванность. По мысли драматурга, крепостное право губительно не только для крестьян, так как делает из них покорных, бессловес­ных рабов, но и для помещиков, превращая их в самодуров, тира­нов и неучей. Жестокость, насилие становятся для крепостников самым удобным и привычным оружием. Поэтому первое побужде­ние Скотинина, а потом и Простаковой — принудить Софью к бра­ку. И только поняв, что у Софьи есть сильные заступники, Про­стакова начинает лебезить и пытается подделываться под тон лю­дей благородных. Но способна ли Простакова долго носить маску благородства? Видя, что Софья ускользает из рук, помещица при­бегает к привычному действию — насилию.

В финале комедии нам не только смешно, но и страшно. Смесь наглости и подобострастия, грубости и растерянности де­лает Простакову жалкой настолько, что Софья и Стародум гото­вы ее простить. Безнаказанность и вседозволенность приучили Простакову к мысли, что перед ней нет непреодолимых препят­ствий. Она становится игрушкой собственных страстей. А бездумная материнская любовь оборачивается против ее са­мой. Митрофан отказывается от матери в самый трудный момент ее жизни. Мать, потерявшая деньги и власть, ему не нужна. Он будет искать новых влиятельных покровителей. Его фраза: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...» стала крылатой. Но от этого ее зловещий смысл не изменился, а скорее усилился.

Сокрушительный, гневно-сатирический смех Фонвизина, направленный на самые отвратительные стороны самодержав­но-крепостного уклада, сыграл великую созидательную роль в дальнейших судьбах русской литературы. Огромно значение «Недоросля» в становлении и утвержде­нии русского национального театра. Уже Гоголь отмечал, что «Недоросль», в котором традиционная любовная интрига ото-, двинута далеко на задний план, положил начало оригиналь­ному русскому жанру «истинно общественной комедии». В этом кроется секрет долгой сценической жизни комедии.

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.