Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Фонвизина Д. И.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Идеи русского просвещения в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм — одно из течений, в рамках которого они тво­рили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разу­мом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека, творя­щего добро, — идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.

Русские деятели Просвещения всегда активно участвова­ли в политической жизни страны. Писатели, говорил Фонви­зин, «...имеют... долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества».

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в ко­медии «Недоросль», — проблема воспитания просвещенных, передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольст­ва и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простако­вой), у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.

То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и по­валяться в золотой грязи. «Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся». Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они «...не оставляют двора... двор им полезен», «...чины нередко вы­прашиваются». Они забыли, что такое душа, честь, благо­нравие.

Но автор не оставляет надежды, что что-то может изме­ниться. Правдив берет под опеку хозяйство Простаковой, за­прещает ей властвовать в своем поместье. «Тщетно звать врг.ча к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится» — такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, ко­торые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и при­дворных — над всей российской жизнью.

А вот сформулированные драматургом жизненные «...правила, которым следовать должны...» настоящие дво­ряне:

1) «...Имей сердце, имей душу, и будешь человек во вся­кое время».

2) «Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала».

3) «Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей бег­лости ума».

4) «...Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам».

5) «Одно почтение должно быть лестно человеку — ду­шевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».

6) «Степени знатности рассчитываю я по числу дел, кото­рые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия... По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб пря­тать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».

7) «...Что такое должность. Это тот священный обет, ко­торым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим... Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не де­лать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, кото­рым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство... погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю».

Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, го­рячим поборником которого был Фонвизин.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.