Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Фета А. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «Я пришел к тебе с приветом...» (Особенности лирики)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Шепчутся тихие волны.

Шепчется берег с другим.

Месяц колышется полный.

Внемля лобзаньям ночным.

А. Блок

 

Афанасий Афанасьевич Фет — не только великий, но и один из самых трудных для изучения русских поэтов. Его жизнь, полная драматизма и противоречий, отражена в его [поэзии, ведь биография художника — это прежде всего его [стихи.

Выберем для разбора самые характерные произведения поэта и выявим, чем отличается Фет от своих предшественников I и что нового и важного внес он в большую русскую литературу.

 

Рассыпался смехом ребенка

Явно в душу мою влюблены

Пролетают прозрачно и звонко

Надо мною блаженные сны...

Сам Афанасий Афанасьевич называл свои стихи «в растре­панном роде». Да, они необычные, не совсем правильные грам­матически, но мы к ним привыкли, они нам даже нравятся, более того, они стали классикой:

 

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало,

 

Рассказать, что лес проснулся

И весенней полон жаждой...

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет...

 

Начало, да и все стихотворение в целом настолько не­традиционно, что, когда появилось в печати, критики на­звали его поэтической дерзостью. Но именно в этой ориги­нальности Фет видел свою близость природе. Эти неряшли­вые, «растрепанные» выражения создают не только неожи­данные, но и яркие, волнующие образы. Поэт как бы имп­ровизирует на глазах читателя, и это оказывает сильное ху­дожественное воздействие. Импровизационный характер ли­рики Фета был замечен уже его современниками. О нем пи­сали, что «строгая художественная обработка не в свойстве таланта г. Фета. Как в лирическую минуту пьеса изливает­ся из души его, такой она и остается; правда, что от этого происходит и изумительная свежесть и электризующее впе­чатление их».

Действительно, не иначе как импровизацией можно объ­яснить конец стихотворения:

 

...не знаю сам, что буду

Петь, но только песня зреет.

 

Это для Фета программные слова, выражение его общих взглядов на поэзию. С точки зрения развития русской поэзии фетовская поэтическая манера была важным открытием но­вых путей в искусстве слова. Сам поэт писал: «Задача лирики не в стройности воспроизведения предметов, а в стройности то­на».

 

Когда мои мечты за гранью прошлых дней

Найдут тебя опять за дымкою туманной,

Я плачу сладостно, как первый иудей

На рубеже земли обетованной.

 

Не жаль мне детских игр, не жаль мне тихих снов,

С тобой так сладостно и больно возмущенных,

В те дни, как постигал я первую любовь

По бунту чувств неугомонных.

 

Поэт всегда придавал большое значение концовке, он счи­тал, что в ней должна сосредоточиваться вся сила стихотворе­ния. Концовка должна быть такой, чтобы к ней нельзя было прибавить ни одного слова. Именно таково заключение «Я пришел к тебе с приветом» и многих других шедевров Афана­сия Афанасьевича:

 

И как у розы молодой,

Рожденной раннею зарей.

Когда еще парящих крыл

Полудня ветер не раскрыл,

И влажный вздох туман ночной

Меж небом делит и землей.

Росинка катится с листа,

Пусть будет песнь твоя чиста.

 

Молодому Фету особенно удавались стихи на античные те­мы. Стихотворение «Диана» одно из лучших этого жанра. По своему характеру оно не похоже на предыдущие. Поэт больше всего боялся повторения самого себя.

 

Качнулся на воде богини ясный лик;

Я ждал она пойдет с колчаном и стрелами.

Молочной белизной мелькая меж древами,

Взирать на сонный Рим, на вечный славы град...

 

В этом стихотворении автор выступает как поэт-скульп­тор, живописец. Приблизительных и «небрежных» слов в античном цикле нет. Они традиционны, поэтому критикой были приняты восторженно. Некрасов писал: «Всякая по­хвала немеет перед высокой поэзией». Фет говорит в «Диа­не» о великом творении скульптора, которое дало на века жизнь неживому. То же делает Фет. Он утверждает в вечно­сти красоту реального и красоту искусства, поет гимн жиз­ни прекрасного.

 

Ощущение трепетности бытия — одно из главных качеств в произведениях Фета.

 

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

 

Свет ночной, ночные тени.

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица...

 

Это самое необычное произведение поэта. Оно поражает чи­тателей благоуханной свежестью. Стихотворение построено из одних назывных предложений. Причем вещественным его ни­как не назовешь.

Фет — великий мастер, который смог передать тончайшие оттенки настроения души, любовь и томление, сохранив стройность стиля высокой поэзии:

 

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.