Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Фета А. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Образы природы в лирике А. А. Фета


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Каждое время рождает своего поэта. Во второй половине прошлого века не было поэта популярнее, чем Н. А. Некра­сов. Он не только сочувствовал народу, но отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал сердца современников кар­тинами рабства и нищеты, нотами искреннего горького пока­яния. В одном из своих выступлений о Пушкине Достоев­ский говорил о "всемирной отзывчивости" поэта, умевшего чувствовать чужое, как свое. То же можно сказать и о Н. А. Некрасове. Тем более, что муза его удивительно отзыв­чива на чужую радость и боль.

Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Но ка­кой бы она ни была, неизменно одно: во всех стихотворениях ярко выражено нравственное кредо поэта. В своих произведениях он ставит героя перед выбором, но не отворачивается в эту трудную для него минуту, а пытается проникнуться его взглядом на жизнь. Некрасов не боится позволить герою заглянуть в свой внутренний мир и дать оценку своих дей­ствий и поступков. Таким образом, явными оказываются са­мые потаенные уголки человеческой души, моральные и нрав­ственные принципы человека.

Так, в стихотворении "Нравственный человек" герой счи­тает себя человеком с высокой моралью:

 

Живя согласно с строгою моралью,

Я никому не делал в жизни зла.

 

Но его "высокая мораль" приносит глубокие страдания тем, кто находится рядом с ним: умерла жена, "истерзана позором и печалью"; погибает друг, не вынеся долговой тюрьмы; утопился крестьянин после того, как он высек его; стала несчастной дочь, выданная замуж за нелюбимого •человека.

Это стихотворение состоит из четырех частей, и каждая из них заканчивается словами героя о том, что он — человек с "высокой моралью". Но в чем же мораль его, и почему герой назван "нравственным человеком"? Оказывается, что мораль и нравственность его глубоко эгоистичны. Их проявления мы видим только там, где ущемляются интересы героя сти­хотворения. Но поступки его по отношению даже к близким аморальны. Поэтому название стихотворения воспринимает­ся как ирония и сарказм.

В сборнике 1856 года, в его четвертом разделе, Некрасов выступает с оригинальным циклом стихотворений о любви. Предшественники поэта предпочитали изображать прекрас­ные мгновения этого чувства. У Некрасова "проза" и "по­эзия" в любви сочетаются. У него любовь — земное чувство. Поэтому отношения между любящими достаточно сложны: "Мы с тобой бестолковые люди...", "Я не люблю иронии тво­ей...", "Да, наша жизнь текла мятежно..."

Их духовные и нравственные искания являются продол­жением личной драмы, которая, в свою очередь, уходит корнями в социальную, где проблемы нравственности встают так же остро, как в любом другом аспекте человеческой жизни.

 

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть.

 

Эта мысль рефреном проходит через все творчество Н. А. Некрасова. По-своему преломляется она в граждан­ской лирике. Проблема нравственного выбора остро встает в стихотворениях "Поэт и гражданин" и "Элегия".

В стихотворении "Поэт и гражданин" Некрасов обознача­ет нравственную позицию любого человека: нельзя быть рав­нодушным к бедам и страданиям других людей.

Эта мысль продолжается в "Элегии". Поэзия, не должна забывать "тему старую страдания народа". Всякий человек, не будучи поэтом, "гражданином быть обязан". В поэте Не­красов видит "избранника неба". Поэтому он призывает его:

 

Не верь, что вовсе пали люди;

Не умер бог в душе людей...

 

И высокий нравственный идеал видит в том, чтобы подчи­нить свой гений "чувству всеобнимающей любви".

Примером служения такой любви для Некрасова были Добролюбов, Белинский, Шевченко. Великого Кобзаря в сти­хотворении "На смерть Шевченко" Некрасов называет "рус­ской земли человеком замечательным", "все он изведал...". Но великая сила духа, верность нравственным идеалам помогли ему пережить все невзгоды судьбы и свято верить в то, что его Украина будет "семьей великой, вольной, новой".

А в русской общественной жизни Некрасов высоко оценил нравственный подвиг Белинского и Добролюбова, в которых "сокровища" душевной красоты совмещены... "благодатно". Поэтому "свои труды, надежды, помышления" они отдали ро­дине, которую "как женщину" любили. Такие люди — кла­дезь и источник духовного богатства и нравственной чистоты любого народа. Духовные и нравственные поиски поэта при­водят его к выводу:

 

Природа-мать, когда б таких людей

Ты иногда не посылала б миру,

Заглохла б нива жизни...

 

Эти слова в полной мере подтвердил своей жизнью и твор­чеством сам великий поэт.

Вершиной его нравственных поисков стала поэма "Кому на Руси жить хорошо".

В наше сложное время проблемы нравственности, по-моему, обретают особую остроту и актуальность. Мне больно смотреть, как люди не только теряют, но и перестают ценить такие качества, как доброта, верность, порядочность, искрен­ность и особенно любовь к своей родине, ее нравам, обычаям, традициям. Как легко и просто мы перенимаем все чу­жое! А как бы мне хотелось посоветовать моему поколе­нию: "Возьмите в руки томик Некрасова! Останьтесь с ним наедине! Вчитайтесь, вдумайтесь в его строки и загля­ните в свою душу!". И каждый найдет для себя в его строках отклик на то, что нас волнует, поможет понять смысл и ценность высоких нравственных идеалов в жизни человека.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.