Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Фета А. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Философские мотивы и средства их поэтической выразительности в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета развивалось в русле романтиз­ма второй волны. По тематике их произведения очень близки, но многое в них и различается.

Тютчев, на мой взгляд, рационалист; не потому ли его поэзия легко поддается делению на тематические блоки? У него четкие границы между природой и человеком. Фет - совсем другой.

Его поэзия не только иррациональна, она импрессионистична. В стихах Фета и Тютчева философия совершенно различна. Возьмем, например, мотивы дня и ночи, которые противопоставлены. С одной сто­роны, и у Фета, и у Тютчева истина открывается человеку ночью, но, с другой стороны, — истина эта разная. У Фета ночь сияет:

 

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

 

У Тютчева ночь открывает человеку хаотичность природы, но этим не исчерпывается:

 

Лишь жить в себе самом умей

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи...

 

Истина Фета — с крыльями, у нее есть свет... А вот у Тютчева день — это обнаружение природы мира, и человек может наслаждаться мгновен­ной красотой. Для Фета ночь не только не отменяет человеческого суще­ствования, но и позволяет ему чувствовать себя освобожденным. Ночь - момент соединения человека с миром: «сердце цветет» ночью. Ночь и день для Фета едины.

 

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит...

 

В лирике Фета герой всегда стремится к прекрасному, независимо от того, несет это прекрасное радость или трагедию. И мгновение прекрасно­го, импульсы его- как «свет звезды». Ему (Фету) хочется, чтобы свет лился все время. «А счастье где? Не здесь...», и все-таки- «за ним, за ним». В его стихах сохраняется не только потребность, но и надежда на возможность присоединиться к миру, который дает счастье.

У Тютчева же человек всегда на краю бездны, в которую он вглядыва­ется. Это одновременно безмерная бездна космоса и таинственная жизнь Вселенной. Поэта интересует сознание человека, находящегося на грани­це между жизнью и смертью, сном и пробуждением. Его интересует про­межуточное состояние в жизни человека или природы, когда смешивают­ся краски; что было ясно - ставится под сомнение. Такое промежуточное, неустойчивое состояние он показывает в стихотворении «Тени сизые смесились»:

 

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул —

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул...

 

Очень часто лирику Тютчева называют натурфилософской, так как воз­никает целая система символов, которые связывают мир человека с миром природы (ветер, радуга, фонтан). Характер описываемой природы часто со­впадает с настроениями лирического героя, Тютчев наделяет ее человечес­кими чувствами. Например, в стихотворении «Фонтан» поэт описывает низвержение воды и параллельно ведет философские рассуждения.

Во многих стихотворениях природа у Тютчева одушевлена; она живет и действует, как человек. Она мыслит, дышит, радуется, грустит. Так, ве­сенние воды в одноименном стихотворении «бегут и будят сонный брег», «гласят во все концы», а зима «злится», «хлопочет», «ворчит».

Природа занимает такое же большое место и в лирике Фета. Он вос­принимает ее как живой организм, стремится зафиксировать малейшие изменения в ее состоянии:

 

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря...

 

Создается впечатление, будто Фет угадывает каждое движение, разли­чает полутона, блики. Изменения «милого лица» и изменения в природе — такой параллелизм типичен для фетовских стихов. У Фета нет живых и вполне определенных образов, а есть привлекательные, но почти всегда бледные, неясные очертания:

 

Уноси мое сердце в звенящую даль,

Где, как месяц за рощей печаль....

 

При всей трагичности многих стихов Фета ощущение счастья бытия для поэта близко. У Фета - при всей дерзости его метафор - перед нами мир, все объединяющий. Образуется как бы бездна мира и счастья. Для Фета характерна тесная связь между природой и любовью, потому что выразить свои чувства, впечатления, с точки зрения его философии, можно только говоря о прекрасном и вечном: любви и природе.

Образы и темы лирических стихотворений Тютчева и Фета во многом схожи. Их объединяет тонкое восприятие природы, мельчайших ее оттен­ков и переливов. Оба они выступили и как знатоки человеческой души и сердца. Но в то же время можно отметить и различие в подходе к изобра­жению мира, Вселенной, человека.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.