Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Фета А. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Основные мотивы в лирике А. А. Фета


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Что такое мотив? Мотив — это смысловой элемент худо­жественного текста, повторяющийся в пределах ряда произве­дений. В творчестве любых писателей и поэтов можно встре­тить ряд предметов, понятий или явлений, которые встреча­ются в их произведениях. Как правило, тематика мотивов представляет собой синтез творчества поэта (писателя) и его любви. Такую закономерность можно выделить в стихотворе­ниях А. А. Фета, на которые большое влияние оказали внут­ренние переживания самого автора, его мировоззрение и отношение к окружающей обстановке. Мы рассмотрим основные мотивы: во-первых, мотив огня и, в противопоставление ему, мотив воды, моря, во-вторых, это мотивы времен года и гада­ния, мотивы двоемирия, полета, которые являются одним из главных мотивов, это и антологические мотивы. А теперь рас­смотрим каждый из мотивов в отдельности, обращаясь к при­мерам.

Первое, что мы рассмотрим, — это мотив огня в творчестве А. А. Фета, который является одним из главных мотивов в стихотворениях рассматриваемого нами поэта. Под огнем мы подразумеваем луну, закат, зарю, лампу, костер (то есть огонь в прямом смысле) и звезды, а также все то, что у нас ассоции­руется с мотивом огня. Этот мотив не случайно столь часто встречается в творчестве Афанасия Фета, как я уже упоминала, мотивы складываются из творчества и его любовных перипе­тий. Огонь в жизни Фета оставил темный отпечаток: от огня погибла его возлюбленная Мария Лазич — она по неосторож­ности подожгла свое белое платье горящей спичкой. Быть может, это настолько ранило поэта, что он посвятил большую часть своих стихотворений такой ужасающей стихии, как огонь.

 

...Как на черте полночной дали

Тот огонек,

Под дымкой тайною печали

Я одинок...

 

В этом стихотворении А. А. Фет сравнивает себя с огнем, но не как со стихией, а с «огоньком» — частичкой всего огня, то есть Фет — одинокий маленький человек среди всего чело­вечества. Вторая и четвертая строки стихотворения отличают­ся от первой и третьей — они короче, что создает какой-то особый ритм стихотворения, когда читаешь, такое ощущение, что спотыкаешься. В этом отрывке преобладают такие звуки, как «о», «л» и «и», что означает нежность, печаль, тоску, какие-то мягкие вещи, и в то же время боязнь.

Строки уже из другого стихотворения А. А. Фета («Весен­нее небо глядится...») рисуют нам похожую картину:

 

...Вдали огонек одинокий

Трепещет под сумраком липок;

Исполнена тайны жестокой

Душа замирающих скрипок...

 

Здесь «огонек» представлен маленькой частичкой чего-то большого и страшного, но эта частичка скорее нас не пугает, а, наоборот, вызывает чувство жалости. Преобладающие звуки стихотворения — «о», «е», «к», что дает нам право судить о легких, печальных и ленивых действиях. Это чувство еще более утверждается в нашем сознании, когда мы видим слово «скрипка», ведь при игре на скрипке особо хорошо получаются заунывные и печальные произведения, и, может быть, поэтому у нас возникает мысль о чем-то грустном и плачущем. А в данных строках «скрипка» представлена нам с очень красивым и печальным эпитетом: «замирающая». В этой строфе перед нами предстает картина одиночества («огонек одинокий»). Но когда мы говорим о мотиве огня, мы подразумеваем не только огонь в виде костра, но и огонь свечи, лампы. Мотив свечи у А. А. Фета связан с гаданием. И это не случайно. Ведь мерцание свечи представляет собой изображение жизни человека: пока горит свеча — жив человек. Вспомним слова Базарова из ро­мана Тургенева «Отцы и дети» перед смертью: «Дуньте на умирающую лампаду, пусть она погаснет». Смысл этих слов можно понять как то, что Базаров, будучи «умирающей лам­падой», хотел умереть, чтобы дальше не мучиться. Но вернемся к стихотворениям Фета:

 

...Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,

Я при свечах навела,

В два ряда свет — и таинственным трепетом

Чудно горят зеркала...

 

В этих строках огонь окутан таинственной пеленой, ведь все происходит во время гадания, когда сближаются и, может быть, соединяются два мира: мир земной и мир небесный. Для Фета границей этих двух миров является круг, мотив которого не был чужд для поэта. С точки зрения эвфонии в этой строфе преобла­дают звуки «е», «з» и «а», что передает нам нежные, мягкие вещи, а также внезапный страх, вызываемый гаданием.

И другое стихотворение, где присутствует мотив свечи, связано с гаданием:

 

...Помню я: старушка няня

Мне в рождественской ночи

Про судьбу мою гадала

При мерцании свечи...

 

В этом четверостишии таится что-то странное и непознан­ное. Складываются ощущения скрытости, какого-то ритуала, ведь любое гадание — это ритуал.

С мотивом огня можно соотнести мотив «зари и заката», которые отождествляют огонь солнца.

 

...На пажитях немых люблю в мороз трескучий

При свете солнечном я снега блеск колючий,

Леса под шапками иль в инее седом,

Да речку звонкую под темно-синим льдом...

 

Это стихотворение, в отличие от других, пронизано солнеч­ными нитями, и оно нам уже не кажется столь печальным, как описываемые выше примеры. Чувствуется в этом отрывке какой-то юношеский задор и веселость. Звук «а», который мы встретили в этом стихотворении, говорит нам о великолепии великого пространства. Самым, пожалуй, загадочным мотивом огня является мотив луны. Луна, хотя многих она и завораживает, является неблагоприятным явлением в жизни любящих друг друга сер­дец. Если встречаться при луне, то незамедлительно последует расставание. Поэтому образ луны овеян пеленой тайны и не­ведения:

 

...Тихая, звездная ночь,

Трепетно светит луна,

Сладки уста красоты

В тихую, звездную ночь...

 

Это унылое стихотворение; изобилие «у» в последней стро­ке говорит нам о скорби, унынии. Луна сама по себе загадочна, а в данном примере она «трепетно светит», что приносит в наши сердца еще большую боязнь и неуверенность по отноше­нию к ней.

Всем известно, что светлячки связаны с такими мотивами, как огонь, ночь, луна. Они светятся, значит, излучают свет, но их свет необычный, они «вырабатывают его «своим телом»:

 

...Я жду... соловьиное эхо

Несется с блестящей реки,

Трава при луне в бриллиантах,

На тмине горят светляки...

 

И как в противопоставление рассмотрим мотив воды. Вода в творчестве Фета не занимает столь большое место, как огонь. И здесь хочется упомянуть творчество предшественника — Ф. И. Тютчева, у которого наиболее часто встречаются мотивы воды. Творчества А. А. Фета и Ф. И. Тютчева как бы поглощают друг друга, как поглощают себя две стихии — огонь и вода:

 

...Нет ответа...

Мелкие волны что-то шепчут с кормою,

Весло недвижимо,

И на небе ясном высоко сверкает зарница...

 

Море — это стихия. Но в данном отрывке А. А. Фет хочет представить волны моря как нечто безобидное («мелкие волны»). С точки зрения эвфонии здесь преобладают звуки «л», «н», «е» — это дает право нам думать о вещах личных, нежных и ласковых.

Один из интересных мотивов, который мы встречали при чтении стихотворений и о котором мы уже говорили, — это мотив гадания и все, что с ним связано: двоемирие, свеча, зеркало, ночь (луна). Эти понятия рисуют в нашем воображе­нии картину, которая скрывает в себе много тайн:

 

...Няня добрая гадает,

Грустно голову склоня,

Свечка тихо догорает,

Сердце бьется у меня...

 

На последних строках наше внимание возрастает, и мы уже готовы увидеть судьбу, что же нагадала няня, но тут сти­хотворение заканчивается, оставляя нас в полном неведении. Может быть, в полном неведении осталось все человечество, так и не узнавшее свою судьбу... Есть один мотив, который можно встретить в ряде произведений многих поэтов, — это тема времен года:

 

...Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом...

 

Времена года можно сопоставить с внутренним миром героя. В данном примере Фет описывает весну, что дает право судить о том, что в данный момент (то бишь тогда, когда автор писал это стихотворение) душу поэта ничто не тревожит. Пре­обладание звуков «е» и «и» подтверждает этот факт, у читателя или слушателя возникает чувство ласки и нежности. Но есть такие случаи, когда в одном стихотворении сменяются осень и весна, что говорит нам о резкой смене настроения поэта. Фет, как и Ф. И. Тютчев, свои стихотворения не писал, а «записы­вал». Он их писал где угодно и когда угодно. И то, что автор чувствовал в тот момент, когда материализовывал свои мысли на бумаге, отражается в стихах.

Мотив полета, о котором сейчас пойдет речь, встречается не только в стихотворениях Фета, но и в прозаических произ­ведениях. Например, у Островского в пьесах «Бесприданница» и «Гроза», где главные героини хотели летать. Но их полет превратился в падение. Мотив полета можно ассоциировать с полетом птиц, пчелы, светлячков и цветов, а также творческий полет самого автора.

Вот строки, в которых содержится мотив полета птицы:

 

...Слышишь ли ты, как шумит вверху угловатое стадо?

С криком летят через док к теплым полям журавли,

Желтые листья шумят, в березнике свищет силища.

Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны...

 

Это стихотворение символизирует надежду на лучшие вре­мена: Это стихотворение (в частности, первые четыре строки) построено на вопросе, и, может быть, этот вопрос обращен не к единичному собеседнику, а ко всем людям на свете. При его чтении у нас возникает чувство нежности и ласки и в то же время гнев, зависть и даже боязнь из-за преобладания таких звуков, как «и», «о» и «у».

Мотив птицы, пчелы и полета является древним мотивом души, например, пингвин символизирует души умерших. У Фета пчела — это смерть. Быть может, это из-за ее неприятного жуж­жания, которое вызывает у нас неприятные чувства и мысли. Но мед — это символ познания поэзии. Наверное, поэтому нам ба бушки и дедушки советуют все время есть мед, ведь они знают, что он очень полезен. Но вернемся к лирике Фета.

В его творчестве можно встретить ряд стихотворений, посвя­щенных возлюбленной поэта, Марии Лазич. Это такие стихотво­рения, как « Alter ego », «Ты отстрадала, я еще страдаю...», «Дома снились мне вопли рыданий твоих...», «Нет, я не изменил. До старости глубокой...», «Старые письма». По одним только стро­кам у нас уже складывается ощущение грусти, скорби и печали. Приведем строки из стихотворения « Alter ego:

 

...Ты душою младенческой все поняла,

Что мне высказать тайная сила дала,

И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,

Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить...

 

« Alter ego » в переводе с латинского означает «второе я», то есть Фет считает Марию Лазич своей частичкой, своим вторым «я». В отрывке преобладают звуки «о», «а», «л», что дает нам право сказать, что это стихотворение печальное, в котором видно великолепие и в то же время внезапный страх, страх перед тем, как жить дальше в одиночестве.

И завершить наше путешествие по лирике А. А. Фета хо­телось бы стихотворением, созданным в духе античной лири­ки, — это стихотворение «Диана» (мы знаем, что Диана — это богиня охоты).

 

...Богини девственной округлые черты,

Во всем величии блестящей наготы,

Я видел меж дерев над ясными водами,

С продолговатыми, бесцветными очами

Высоко поднялось открытое чело...

 

В этих строках перед нами предстает необычный образ «чистой» богини. Это стихотворение полно нежных и легких вещей. А. А. Фет смог передать словами всю прелесть этой богини — тонкой, чистой и нетронутой...

Нужно отметить, что лирика Афанасия Фета представляет собой уникальное «событие» как той эпохи, в которой жил сам автор, так и эпохи, в которой живем мы — читатели его про­изведений. Для меня стихи Фета — это маленькие зарисовки из его жизни, в которые ты сам мгновенно проникаешь и переживаешь вместе с автором. Его стихотворения разногранны, что доказывается тем количеством и разнообразием моти­вов, которые мы рассмотрели. Традиции Фета в дальнейшем продолжат символисты: Блок, Соловьев — это говорит нам о том, что такие стихи всегда затронут сердце читателя.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.