Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Тютчева Ф. И.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Человек и природа в русской литературе


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Две души живут в груди моей, всегда враги.

И. В. Гете «Фауст»

 

Не то, что мните вы, Природа...

Ф. И. Тютчев

 

Ф. И. Тютчев — мастер пейзажа, его пейзажная лирика была новаторским явлением в русской литературе. В современ­ной Тютчеву поэзии почти не было природы как основного объекта изображения, а в лирике Тютчева природа занимает доминирующее положение. Именно в пейзажной лирике про­являются особенности миросозерцания этого незаурядного поэта.

Пейзажная лирика отличается философской глубиной, поэтому для того, чтобы понять отношение Тютчева к природе, его пейзажную лирику, необходимо сказать несколько слов о его философии. Тютчев был пантеистом, и в его стихотворени­ях Бог часто растворяется в природе. Природа для него обла­дает высшей силой. И стихотворение «Не то, что мните вы, природа...» отражает отношение поэта к природе, его понима­ние природы, оно концентрирует в себе всю философию поэта. Природа здесь равна индивидуальности, она одухотворена, оче­ловечена. Тютчев воспринимал природу как нечто живое, пре­бывающее в постоянном движении.

 

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

 

Тютчев признает присутствие в природе мировой души. Он считает, что истинным бессмертием обладает природа, а не человек, человек — это лишь разрушающее начало.

 

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею создаем.

 

А для того, чтобы не вносить в природу разлад, необходимо раствориться в ней.

Тютчев воспринял натурфилософские взгляды Шеллинга, который выделял идею полярности как принцип единства. И два противоборствующих начала, которые создают единое целое, пройдут через всю лирику Тютчева, в том числе и пей­зажную. Его привлекала природа в борьбе и игре двух стихий, в катастрофических состояниях. Его романтизм основан на признании жизни как нестихающей борьбы противоположнос­тей, поэтому его привлекали переходные состояния человечес­кой души, переходные времена года. Недаром Тютчева назы­вали поэтом переходных состояний. В 1830 году он пишет стихотворение «Осенний вечер». Осень — это переходное время года, и поэт показал момент изнеможения бытия. При­рода здесь таинственная, но в ней

 

Ущерб, изнеможенье — и на всем

Та кроткая улыбка увяданья...

 

Красота и божество природы связаны с ее увяданием. Ги­бель и страшит поэта, и манит его, он ощущает затерянность человека среди красоты жизни и ее ущербности. Человек — это лишь частичка огромного мира природы. Природа здесь одушевлена. Она вбирает в себя

 

Зловещий блеск и пестроту дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест.

 

Из стихотворений, в которых Тютчев пытается постичь переходные состояния, можно выделить стихотворение «Тени сизые смесились...». Поэт здесь воспевает сумрак. Наступает вечер, и именно в этот момент душа человека роднится с душой природы, сливается с ней.

 

Все во мне, и я во всем!..

 

Для Тютчева очень важен миг приобщения человека к веч­ности. И в этом стихотворении поэт показал попытку «слиться с беспредельным»-. И именно сумрак помогает осуществить эту попытку, в сумерках наступает миг приобщения человека к вечности.

 

Сумрак тихий, сумрак сонный...

С миром дремлющим смешай!

 

Несмотря на то что Тютчева привлекали переходные, ка­тастрофические состояния, есть в его лирике и дневные сти­хотворения, в которых поэт показывает и умиротворенное утро, и прелесть дня. День для Тютчева — это символ гармонии и спокойствия. Спокойна днем и душа человека. Одним из дневных стихотворений является «Полдень». Представления о природе здесь близки к античным. Особое место занимает образ великого Пана, покровителя степей и лесов. У древних греков считалось, что полдень — священный час. В этот час покой охватывает все живое, ведь сон здесь является и покоем.

 

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет.

 

Образ великого Пана сливается с картиной дневного пол­дня. Здесь знойная гармония природы. Абсолютно противопо­ложно этому стихотворению стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной?..». Здесь поэт показал мир души ночной. Усили­вается тяготение к хаосу. Ночь и страшна, и соблазнительна, потому что ночью возникает желание заглянуть в тайны ми­роздания, ночью человек может погрузиться в бездну своей души, в которой нет предела. Это желание поэт называет «жаж­дой слиться с беспредельным». Хаос страшен, но для ночной души он необходим. Природа, ночной ветер причастны к тайне бытия, поэтому поэт так страстно обращается к ветру:

 

Что значит странный голос твой,

То глухо жалобный, то шумно?

 

Стихотворение очень напряженное. Возвышенная, само­забвенная любовь к природе, попытка родства с ней, борьба противоположных чувств, философская глубина отличают пейзажную лирику Тютчева. Образ природы и образ челове­ка — это контрастные образы, но они соприкасаются, граница между ними очень зыбкая, и они составляют единство. Над противоположностью всегда господствует единство. Неизмери­мо большое, природа, и неизмеримо малое, человек. Они всегда связаны.

В наше время проблема взаимоотношений природы и че­ловека стоит особенно остро. Человек разрушает природу, а ведь он должен жить по ее законам. Природа без человека обойтись может, а человек без природы не проживет и дня. Человек должен слиться с природой и не нарушать ее гармо­нии.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.