Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Тютчева Ф. И.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Тема природы всегда интересовала многих русских по­этов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Кра­сочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непрос­того явления. Особым чувством молодости жизни отмече­ны стихи о природе, написанные Федором Ивановичем Тют­чевым.

Как и многие поэты, Тютчев считал, что человек — дис­гармоническое, разрушающее начало в природе. Человек слаб и физически и духовно, он не может противостоять своим страстям и порокам. Это делает его поступки хао­тичными и беспорядочными, а желания — непостоянными и необъяснимыми.

Этих противоречий нет в жизни природы, где все подчи­нено единому, всемирному закону жизни. Природа самодос­таточна, существование ее безмятежно и спокойно. Это мож­но проследить на примере таких стихотворений, как «Лет­ний вечер», «Утро в горах», «Снежные горы» и др. В этих лирических произведениях поэт подчеркивает тишину, гар­монию, которую передают ключевые слова «нега», «шепот», «трепет».

Благодаря своему поэтическому таланту и тонкому чув­ству жизни, он безошибочно находит яркие сравнения и эпи­теты, передавая плавные переходы от дня к вечеру, от лета к осени и др. Например, в стихотворении «Летний вечер» поэт, чтобы полнее показать прелесть уходящего дня, в каждой строфе соединяет такие слова, как «горячий», «ключевые воды», «зной», «раскаленный шар», «волна морская».

Такое сопоставление сразу вызывает в памяти воспоми­нания о ночной свежести и умиротворенности природы. Другим подтверждением мысли о вечном покое могут слу­жить строки из стихотворения «Снежные горы»:

 

... И между тем как полусонный

Наш дольний мир, лишенный сил,

Проникнут негой благовонной,

Во мгле полуденной почил.

 

Такое описание показывает нам самодостаточность и от­страненность природы от человека. Она равнодушна к стра­стям смертных, так как сама является вечной. Таинствен­но, как в первый день созданья:

 

В бездонном небе звездный сонм горит...

 

В лирике Тютчева есть несколько поэтических зарисо­вок, в которых выражена заветная мечта о возможном еди­нении человека и природы. Таково стихотворение «Осен­ний вечер». Поэт передает «умильную, таинственную пре­лесть» увядания природы, это же чувствует и лирический герой.

Прорыв жизненных сил стихии хорошо виден в стихот­ворении «Весенняя гроза», которое пронизано ощущением новой жизни, обновления, радости. Неслучайно здесь по­вторяются слова «первый», «молодые», «весело», «смех» и др. Они передают расцвет природной жизни. Гроза — грандиозный момент, стихия, ее буйство закономерно. Само слово «весенняя» уже говорит нам о зарождении и разви­тии новой жизни. Подобным мотивом проникнуто и сти­хотворение «Как весел грохот летних бурь…» гроза здесь показана как внезапное явление. Эпитеты и метафоры ярко передают размах и силу пробудившейся природы («взме­тая», «нахлынувшая», «опрометчиво безумно», «дрожит», «широколиственно и шумно»).

Иная тональность, у стихотворения «Море и утес», на­полненного философскими раздумьями. Сила природы на­правлена уже не на ее самообновление, как это утвержда­лось в ранней лирике, а на разрушение, здесь показана ее темная, агрессивная сторона. И недостижимый идеал, и символ вечной молодости, и олицетворение равнодушной силы, неподвластной человеку, — в таком противоречии видел истинную красоту и сущность природной стихии ве­ликий поэт XIX века Ф. И. Тютчев.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.