Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Тютчева Ф. И.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Любовь как «поединок роковой» в лирике Ф. И. Тютчева


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Любовь с силою Архимедова рычага движет миром.

И. А. Гончаров

 

Этот «всемогущий рычаг» двигает и Ф. И. Тютчева. Тют­чев — поэт любви! Но любовь у него не тиха, не спокойна, не блаженна, как у Гончарова в романе «Обломов». Основной идеей творчества Тютчева является противопоставление хаоса и космоса: под этим углом у Тютчева показана любовь. Хочу привести слова В. Соловьева: «Нои сам Гете <...> не чувствовал так сильно <...> ту таинственную основу всякой жизни — природной и человеческой — основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества...» Уж не любовь ли это? «Таинст­венная основа всякой жизни »?

 

Любовь, любовь — гласит преданье —

Союз души с душой родной —

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой...

 

Эти строки из стихотворения Ф. И. Тютчева «Предопреде­ление». Здесь мы видим любовь в понимании поэта. Хочу обратить внимание на сильную паузу после союза «и»: таким образом Тютчев выделяет основные слова стихотворения «по­единок роковой». Он как бы обрушивает их на нас, как бы говорит, что возражений этому определению нет и быть не может! В этом стихотворении поединок любви предстает нам борьбой двух душ, с одной стороны, родных, а с другой — противостоящих друг другу. А как это отражено с точки зрения эвфонии? Здесь преобладают звуки «л», «м», «р», «о», «е», «и», которые одновременно представляют вещи нежные, мяг­кие и громкие, страшные, мрачные. Мы опять видим проти­вопоставление, поединок.

А теперь я хочу разобрать стихотворение, в котором мы видим поединок любви и судьбы. Конечно, мы не можем точно говорить о борьбе любви с судьбой, так как любовь и судьба одновременно и соединяются, и противопоставляются.

 

...О, оглянися, о, постой,

Куда бежать, зачем бежать?..

Любовь осталась за тобой,

Где ж в мире лучшего сыскать?..

 

Здесь Тютчев, можно сказать, осуждает человека за его ненасытность: человеку дано высшее благо — любовь, а он еще куда-то бежит, чего-то хочет. Поэт показывает, что человек все равно бессилен перед любовью, перед судьбой:

 

...Из края в край, из града в град

Судьба, как вихрь, людей метет,

И рад ли ты, или не рад,

Что нужды ей?.. Вперед, вперед!..

 

И чтобы усилить этот роковой смысл роковой любви, Тют­чев использовал в этом стихотворении кольцевую композицию.

Действительно, роковой для жизни любовь предстает перед нами в стихотворении «Близнецы». Вспомните его последние строки:

 

И кто в избытке ощущений,

Когда кипит и стынет кровь,

Не ведал ваших искушений —

Самоубийство и Любовь!

 

Вот уж точно, что любовь может привести к самоубийству. Поэтому Тютчев не случайно называет их близнецами. При этом одни близнецы — Смерть и Сон — противопоставляются другим близнецам — Самоубийству и Любви. Вот он опять — «поединок роковой»!

Продолжая тему объединения, хочу обратить внимание на стихотворение «Два единства»:

 

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —

Быть может спаяно железом лишь и кровью...»

Но мы попробуем спаять его любовью, —

А там увидим, что прочней...

 

Здесь любовь, конечно, не роковая. Но я хочу показать поединок «железа, крови» и любви. В этом стихотворении Тютчев говорит о франко-прусской войне («кровь льется через край...») и призывает к миру — к любви! Что можно сказать об эвфонии: в первых двух словах преобладают мрачные и страшные вещи: звуки «р», «ж», «я»; а в слове «любовь» звуки «л», «в», «о» обозначают вещи мягкие и нежные — мы видим противопоставление...

А почему же Тютчев пишет о роковой любви, почему не о любви мягкой и спокойной? Мы знаем, что поэт много раз любил, и, очевидно, он от этого страдает, любовь для него — «роковой поединок» двух душ. Например:

 

...Не верь, не верь поэту, дева;

Его своим ты не зови —

И пуще пламенного гнева

Страшись поэтовой любви!..

 

Очевидно, здесь Тютчев пишет про себя самого; рассказы­вает о своей любви — «пламенном гневе», роковом «гневе».

Сейчас я хочу разобрать еще одно автобиографическое сти­хотворение Тютчева, связанное с любовью поэта к Е. А. Денисьевой. Это мое любимое стихотворение «О, как убийственно мы любим...». Здесь поэт говорит о том, что любовь не вечна и что ее нужно охранять, иначе она умрет:

 

Год не прошел — спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

 

Также Тютчев показывает, как прекрасное чувство любовь может стать роковым для человека:

 

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

 

Таким образом, в этом стихотворении мы видим «роковой поединок» любви в душе поэта: он хочет любить, не боится обжечься, не желает делать кому-либо больно. А теперь я хочу сказать о том, что любовь у Тютчева становится роковой имен­но из-за его хаоса-космоса, из-за его двойного бытия. В этом самом двоемерии, которое, надо сказать, является и основным мотивом лирики Фета, любовь у Тютчева тоже раздваивается и начинает бороться сама с собой: с одной стороны, тютчевская любовь ласковая и нежная, а с другой — страшная, губящая людей, роковая... В связи с этими мотивами хаоса, двойного бытия последним стихотворением, которое я бы хотела разо­брать, будет «О вещая душа моя!..». Может показаться, что это стихотворение не связано с любовью, но ведь «сердце, пол­ное тревоги, бьется на пороге как бы двойного бытия»?!

 

...Так, ты жилица двух миров...

 

Вот она, наша душа, которая все время мечется в двойном бытии, мечется из-за «рокового поединка» любви. Выражение любви в этом стихотворении мы найдем и в эвфонии: преоб­ладают звуки «е», «о», «а», «л», «в», «н», «ш», «ж», которые обозначают нежные, ласковые, любовные вещи и в то же время вещи великие, глубинные, всеобъемлющие — хаос.

Таким образом, подводя итог, хочу сказать, что любовь как «роковой поединок» пронизывает все творчество Тютчева, всю его душу. Из любви как «рокового поединка» у Тютчева вы­росла вся любовная лирика Блока, Цветаевой. Вот какое на­следие подарил нам великий поэт!

Поистине «любовь с силою Архимедова рычага движет миром». Она «двигала» Фета, Тютчева, потом Блока и до сих пор «двигает» всех нас. Ведь в нашей жизни любовь — тоже «поединок роковой».

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.