Для меня поэзия — это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью ко всему: к человеку, к природе, к Родине, к животным... Сам язык поэзии настраивает на глубокое понимание и внутреннее осмысление происходящего вокруг. Поэзия проникает в самые тайные уголки моей души. Она мне ближе, нежели проза. Может быть, это потому, что в детстве мне обычно читали произведения в стихотворной форме? Ведь детские впечатления — самые прочные. Я наизусть помню и сейчас:
Люблю грозу в начале мая...
Зима недаром злится...
Эти строки написал поэт, который впоследствии стал для
меня одним из самых понятных и любимых, — Ф. И. Тютчев.
Восприятие стихов менялось с возрастом: в детстве они
способствовали развитию чувствительности, далее у меня было желание узнать побольше о самом поэте, сейчас я пытаюсь осмыслить, переоценить свое отношение к его творчеству.
Недавно я подробно изучила биографию Тютчева и по его высказываниям поняла жизненную позицию автора, чувства и переживания, выплеснувшиеся в стихи. По его произведениям можно определить, находится ли автор в состоянии внезапно нахлынувшей меланхолии или, наоборот, радостного вдохновения — настолько обнажена в них душа Тютчева:
О, вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!
Свои стихотворения поэт ронял, как цветы «мгновенного вдохновения». Его произведения исполнены истинного, самобытного таланта. В них пульсирует мысль и неподдельное чувство.
Но, бесспорно, главное достоинство его творений заключается в живом, грациозном и верном изображении природы. Именно его описания природы мне ближе всего, несмотря на то что этой теме уделяли огромное внимание такие корифеи русской поэзии, как Жуковский, Баратынский, Пушкин, Лермонтов. Наверное, это потому, что Тютчев прекрасно понимает природу, ему доступны тайные, неуловимые черты и оттенки ее.
Я заметила, что его стихотворения очень коротки, но между тем ни к одному из них нечего добавить. Каждое слово I метко, полновесно. Оттенки в его произведениях, как писал | Некрасов, «расположены с таким искусством, что в целом обрисовывают предмет как нельзя лучше». Полностью подтверждает слова Некрасова тютчевское «Утро в горах»:
Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой...
Язык Тютчева поразил меня своей красочностью, живостью, почти пушкинской красотой оборотов. И что интересно: от его стихотворений не веет сочиненностью, они кажутся сами собой вырвавшимися по тому или иному случаю.
О, не кладите меня
В землю сырую —
Скройте, заройте меня
В траву густую!
Его недаром называют певцом природы. Но, конечно, поэт полюбил ее не в гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга и даже не в патриархальной Москве первой четверти XIX века. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце Тютчева именно с полей и лесов, окружавших его милый Остуг.
Кому незнакомо чувство трепетной любви и нежности, с которым относишься к любому деревцу, цветку, былинке, выросшим на земле твоих предков, на земле, где ты родился? Наверное, именно эти чувства побудили поэта к написанию таких стихотворений, как «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою», «Первый лист».
Иногда он даже обожествляет природу, одновременно пытаясь разгадать ее тайны.
Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
А какой свежестью, ободряющей силой веет от стихотворения «Весенние воды»:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
В моем восприятии это одна из лучших картин, написанных пером Тютчева. Читая стихотворение, чувствуешь пробуждающуюся силу весны. У меня, например, в это чудное время года весело и легко на душе. Может быть, такое же состояние было и у автора этих строк? Скорее всего. Воодушевленный, полный сил и задора, он и написал это «бурлящее» стихотворение.
У поэта любовь к природе неразрывна с любовью к родине. Но не все в России так радует его, как красота родных просторов. Происходящие события не созвучны его личному мировоззрению. Суждения прекрасно характеризуют мерзость создавшейся в стране политической обстановки: «В России канцелярия и казарма... Все движется около кнута и чина».
Судя по лирике, автор ее был врагом чинопочитания, лишен всякого желания выслужиться, является противником крепостного права:
Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?
Соблюдая по возможности все внешние светские приличия, Тютчев не раболепствовал перед ними душой, не покорялся условной светской «морали», хранил полную свободу мысли и чувства.
Для поэта Россия представлялась незыблемой громадой, «ковчегом спасения» для Европы. Однако такой была лишь «внешняя оболочка» России. В глубине своей она была «краем долготерпения». Ответственность за беды народные, военные проигрыши автор возлагает на царя. Именно в его адрес была направлена резкая, обличительная эпиграмма:
Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые, —
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.
Какое чувство вызвало у меня это стихотворение? Конечно, неоднозначное. Еще три года назад я бы полностью согласилась с Тютчевым. Но сейчас все изменилось. Страна с радостью и благоговением встречает родственников бывших монархов, чувствуется желание возврата к старому. Мое поколение наблюдает, как низвергается все, чем жила Россия 70 с лишним лет. Сейчас трудно занять какую-то твердую позицию. Я, честно говоря, колеблюсь. Неоднозначен был в своем поведении и Тютчев. Он принадлежал к привилегированному классу, участвовал в дворянских политических кружках, был знаком с некоторыми декабристами. Однако его возмущали насильственные методы, выбранные ими для борьбы. Зная о готовящемся бунте и о многом догадываясь, он придерживался строгого нейтралитета. Но в 1826 году поэт вдруг выступил с резкой критикой декабристского движения:
Вас развратило самовластье,
И меч его вас поразил, —
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор закон скрепил.
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена —
И ваша память от потомства,
Как труп в земле схоронена.
(«14 декабря 1826 года»)
Основываясь на произведениях таких авторов, как Пушкин, Одоевский, я привыкла судить о декабристах как о героях. Остаюсь при своем мнении и сейчас, несмотря на приведенные выше строчки. Во-первых, это стихотворение было написано вдали от родины, в Мюнхене, во-вторых, представления поэта о восстании были составлены по слухам, поэтому в большинстве своем не отражали действительности. Россия для Тютчева была как бы огромным живописным полотном, о достоинствах которого он мог судить лишь издали, не понимая смысл происходящего; все на родине становилось неясным, чуждым. В конце жизни, так и не поняв загадки России, поэт писал:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Свою беззаветную веру в Родину Тютчев старался прививать и детям. Мне вспоминается маленький, но сосредоточивший в себе столько смысла отрывок из письма поэта к дочерч, в котором он пишет, что в России она найдет больше любви, чем где бы то ни было, ощутит все доброе в ее народе и будет счастлива, что родилась русской.
Но, какие бы стихи Тютчева я ни читала, больше всего меня потрясла любовная лирика. Поэт был счастлив в любви, не мог жить без любви, любил с ранней молодости до глубокой старости. Для него это было время золотое — время сплошной влюбленности в жизнь, в блестящее общество молодых, прекрасных женщин.
Будучи некрасив внешне, маленького роста, лысоватый, худощавый, он пользовался большой популярностью среди дам высшего света Москвы, Петербурга, Парижа, Мюнхена. В чем же заключался секрет обаяния Тютчева? Я думаю, он покорял женщин своим интеллектом и незаурядной романтической натурой. В его любимых стихотворениях невыразимое чувство таинственности:
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподнимешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг...
В большей части своих произведений поэт тщательно скрывает своего адресата, и лишь по едва заметным приметам можно догадаться, к кому оно обращено:
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Эти строки посвящены второй жене Тютчева — Эрнестине Федоровне. Наблюдая роман своего мужа, она сохранила самообладание, достоинство и любовь к нему. На склоне лет поэт оценит это и поймет, что ушло из его жизни со смертью жены:
Любима ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому еще не удавалось!
О, господи!.. И это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось...
15 лет длился «блаженно-роковой» роман Тютчева с Е. Л. Денисьевой, в течение которых автором был создан знаменитый денисьевский цикл, шедевр русской любовной лирики. В него вошли такие стихотворения, как «Предопределение», «О, не тревожь меняукорой справедливой!..», «Вразлуке есть высокое значенье...», «Последняя любовь».
О, как убийственно мы любим
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей! —
писал Тютчев.
Действительно, сам он стал причиной отторжения обществом его возлюбленной: связь их считалась порочной. Испытывая удушающее чувство стыда, поэт пишет свое обращение к Денисьевой:
Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.
Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей, И ты невольно постыдилась И тайн и жертв, доступных ей...
Интересна еще одна сторона любовной лирики поэта. Эту особенность я наблюдала лишь у Пушкина в «Евгении Онегине»: пытаясь проникнуть в самые сокровенные уголки сердца, поэт-мужчина берет на себя роль женщины, он пишет от имени влюбленной женщины. Тютчев пытался понять и выразить чувства Денисьевой:
Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит...
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть вижу, нож в руке его дрожит.
Он мерит воздух мне так бережно и скудно...
Не мерят так и лютому врагу...
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.
Тем временем жизнь поэта уже подходит к концу. Кажется, должны зазвучать стихотворения, в которых автор подводит итоги своего бытия. Но наперекор болезням, старости продолжают звучать ноты любви:
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Я люблю творения Тютчева за то, что мысль любого его произведения не является просто мыслью, а всегда навеяна образами, взятыми из мира души или природы. Еще я люблю его стихи за тонкий вкус — «плод многостороннего образования». Для меня он отличается от всех единением талантливости и человечности. Поэт не ищет популярности. Его талант не направлен на толпу, понять его может не каждый. Я поняла только небольшую долю его творчества. Тютчев научил меня замечать то, чего раньше я не замечала, любоваться тем, что не бросается в глаза.
|