Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Тургенева И. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Является ли Базаров сильной личностью?


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Роман «Отцы и дети» по праву играет ведущую роль в творчестве И. С. Тургенева. Это произведение создавалось в эпоху кардинальных преобразований и изменений в русском обществе. После политической реакции 50-х годов в общест­венной жизни происходит подъем демократического движе­ния, принципы которого разительно меняются по сравнению с теми, которые господствовали прежде. В литературных кру­гах тоже заметно оживление ведущих авторов — они стремят­ся отразить в произведениях свое видение «нового» человека, который бы имел определенные взгляды на дальнейшее раз­витие общества. Показать представителя нового поколения — именно эту задачу поставил себе Тургенев. Воплотил же он свой замысел в романе «Отцы и дети». На примере образа Базарова автор показал наиболее типичные черты разночин­цев-демократов 60-х годов.

Главный герой романа трагичен во всем.

Придерживаясь нигилистических взглядов, Базаров в жизни обделяет себя многим. Отрицая искусство, он лишает себя возможности наслаждаться им.

Базаров скептически относится к любви и романтизму, он крайне рационален и материалистичен.

«Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выра­жался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни...» «Нравится тебе женщина, — говорил он, — ста­райся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась...»

Базаров лишает себя возможности любить и быть люби­мым, создать семью и обрести личное счастье.

Из-за своих критических взглядов на людей («Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой...») ему трудно найти интересного собеседника и получить удовольствие от общения с кем-либо.

Одна из главных трагедий в жизни Базарова — это одино­чество. У главного героя нет подлинного союзника, так как никто из людей, его окружающих, не способен полностью про­никнуться нигилистическими идеями. Даже Аркадий, кото­рый старается внешне казаться его единомышленником, не до конца уверен в правомочности теории отрицания. Взаимоот­ношения Базарова с родителями тоже неудачны. Хотя главный герой и любит их, но во многом не одобряет их образ жизни, и даже осуждает. Именно поэтому создается впечатление, что Базаров и его родители «говорят на разных языках», они не могут прочувствовать и понять друг друга. В своей любви к женщине главный герой несчастен, она у него неразделенная и трагичная.

Чувство зарождается в его душе, несмотря на то что он отрицает даже возможность его существования. Базаров пы­тается бороться с возникшей в его душе любовью, но это бес­полезно. Он, со всеми своими идеями, не выдерживает «испы­тания любовью». После встречи с Одинцовой в душе и миро­восприятии Базарова происходят заметные изменения, его суждения подвергаются сомнению. Он уже не тверд в своих взглядах, как прежде, он начинает колебаться. В душе База­рова зарождается трагический конфликт, который должен как-то разрешиться.

Объяснение с Одинцовой — кульминационный момент для романа, это была его последняя попытка обрести счастье и понимание.

Полный крах, который происходит в мировоззрении База­рова, проявляется в его разговоре с Аркадием. Главный герой уже не ощущает себя «хозяином в мастерской природы», а сравнивает себя с песчинкой в огромном мире. Базаров уже не считает нужным обрести свою миссию «расчищать место» для построения нового общества. «Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет, ну, а дальше?»

Базаров, несомненно, появился слишком рано в обществе, он не востребован своей эпохой. Этим и обусловлена его тра­гическая смерть в конце романа.

С уходом из жизни связано разрешение конфликта в душе героя. Это смерть гиганта, который осознает свою силу, — этим еще раз подчеркивается трагичность его образа. Перед уходом из жизни в душе Базарова наступает некое примирение, он перестает скрывать свои чувства и изменения во взглядах, он показывает свое истинное отношение к людям, нежную любовь к родителям.

В своем романе Тургенев подчеркивает, что право на тра­гедию принадлежит только сильной натуре, коей, по его мне­нию, является Базаров.

Автор не создает ощущение трагического конца, так как сам финал эпически спокойный, повествование идет в фило­софском направлении. Тургенев хотел показать ценность жизни и то, что, несмотря на смерть героя, жизнь продолжа­ется.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.