Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Тургенева И. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Что такое «базаровщина»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



«Я нужен России...

Нет, видно, не нужен.»

И. С. Тургенев

 

«Он в своих произведениях обыкновенно обращал вни­мание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начи­навший волновать общество», — так писал об И. С. Тургеневе Н. А. Добролюбов, характеризуя необыкновенную способ­ность писателя откликаться на «злобу дня».

Именно Тургеневу, стороннику реформистского преобра­зования России, удалось первым в нашей литературе изоб­разить революционера-демократа. Необыкновенно значимо само название романа «Отцы и дети». Конфликт либералов-отцов и новой, неведомой, только еще зарождающейся силы в лице Евгения Базарова составляет идейную основу романа.

С первых же страниц перед нами предстает человек, глу­боко убежденный в правоте своих идей и целей. Не уступать ни в чем ради достижения великой своей задачи — вот кредо Базарова. Никаких сомнений, быть последовательным, твер­дым, даже порой жестоким к себе и окружающим, — борьба не обходится без жертв. Все, начиная с одежды и кончая об­разом жизнл, — отличает Базарова от остальных действую­щих лиц. Мало того, все это часто просто шокирует их. Да, странный человек. Не странный — «новый» человек. «Но­вый»? Но откуда он взялся? Результат воспитания? Да, но только самовоспитания. Все, чего добился Базаров, — резуль­тат упорного, каждодневного труда. Путь его — путь разно­чинца, труженика. Он — труженик науки, неутомим в своих экспериментах, полностью поглощен любимым делом. А де­лая «дело»», невозможно не отрицать все то, что мешает тебе в достижении цели. Цель Базарова поистине грандиозна — «расчистить месте », то есть сокрушить всю неправду в госу­дарственном, социальном, религиозном, культурном укладе России. Из сегодняшнего дня трудно оправдать жесткость и даже жестокость Базарова, но его необходимо понять. Ведь трудно, необычайно трудно бороться с неправдой в одиноч­ку. В одиночку? Но ведь у него, кажется, есть единомышлен­ники. Нет. И в этом вся трагичность его положения. В романе Тургенева у Базарова нет ни одного настоящего союзника, так что говорить о «базаровщине» как типическом явлении мож­но, только выйдя за пределы романа. Ситников и Кукшина просто опошляют его идеи. Они лишь с восторгом следуют новой моде — отрицать всё и вся. Отрицать ради отрицания. У Базарова не может быть с ними ничего общего. Аркадий Кирсанов лишь в начале романа кажется нам единомышлен­ником и верным учеником своего старшего друга. Но прохо­дит юношеский пыл, и Аркадий понимает, насколько ему Ба­заров чужд. Истина в данном случае глаголет устами Кати Одинцовой: «Он (Базаров) хищный, а мы с вами ручные». Нельзя хотеть быть сильным, энергичным, это должно быть в существе твоем. И это есть у Базарова.

Любовная линия романа — отношения Базарова с Одинцо­вой — не является самой главной, как в других произведениях Тургенева. Действительно, «базаровский» тип человека, неспо­собного поставить всю свою жизнь на карту любви, не был органичен для писателя. Поэтому мы видим Базарова несколь­ко «со стороны». Однако важно, что «новый» человек в «ста­рой» истории сумел оказаться на высоте: живая жизнь для него оказывается важнее первоначальных теоретических уста­новок, и он сумел глубоко и страстно полюбить.

Однако безответная любовь не может свести этого силь­ного человека с избранного им пути, и он продолжает делать свое «дело». Но почему же он все-таки погибает? Значит, он не мог существовать в то время?

Так считал Тургенев, либерал по убеждениям. Понимая силу «нигилистов», писатель не видел их живой связи с бы­тием страны. Отсюда, видимо, эта фраза Базарова на смертном одре: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен». Тургенев в конце романа лишает своего героя уверенности в достиже­нии цели, лишает сил и, не зная, что делать с ним дальше, лишает жизни. Нет борьбы, нет бунта Базарова, а есть прими­рение и вечная жизнь.

Однако здесь Тургенев ошибался: вслед за Базаровым в русскую литературу и жизнь пришли лопуховы, Кирсановы, веры павловны и, наконец, профессиональные революционе­ры рахметовы. Так что «базаровщина» как отрицание культур­но-политического уклада страны набирала и набирала силу...

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.