Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Тургенева И. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Художественное мастерство Тургенева в раскрытии идейных противоречий эпохи в романе «Отцы и дети»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В чем же состоит художественное мастерство писа­теля, который сумел раскрыть идейные противоречия эпохи в романе. Для произведения характерны лаконич­ность, сжатость. Тургенев отбирает небольшое количе­ство эпизодов, но все они необходимы для характерис­тики главных и второстепенных героев. Например, ис­пользуя вставной эпизод (рассказ Аркадия о жизни сво­его дяди), Тургенев сразу решает три задачи: характе­ризует пустую, бесцельную жизнь Павла Петровича, подмечает непрочность увлечения Аркадия нигилиз­мом, восхищается прямотой, силой убеждения Базаро­ва.

Меня пленяет в этом произведении все: и стройность композиции, и мастерски обрисованные портреты ге­роев, их язык... А пейзаж!.. Ведь общепризнанно, что Тургенев — непревзойденный мастер пейзажа. Основ­ным приемом в раскрытии портретов, характеров и убеждений героев у Тургенева является антитеза. Кажет­ся, что этот прием Иван Сергеевич доводит до совер­шенства.

Как можно забыть высокого Базарова, его «огром­ный лоб», «просторный череп», длинные волосы (при­знак демократизма в то время), его «красную руку», не знавшую перчаток! Сразу видно, что это человек боль­шого ума, небогатый, знакомый с трудом. А его против­ник Павел Петрович, генеральский сын, изнежен, из­балован жизнью. Чего стоят его руки, белые, как у жен­щины, с розовыми ногтями, его тугие воротнички, его породистое лицо. Кирсанов, как и Базаров, умен, но это не отражается в его портрете. Евгений, человек дела, поборник естествознания, мало обращает внимания на свою «одежонку». Павел Петрович же много времени проводит за своим туале­том. И нас сегодня немного смешат его «фесочка», «ла­ковые полусапожки» и прочее, как в свое время они сме­шили Базарова.

Вообще же писатель тонко пользуется таким при­емом, как ирония. Контрастность героев в сочетании с ней проявляется и в манере их речи.

Внутренний мир героев раскрывается больше всего в спорах-диалогах, хотя встречаются и внутренние мо­нологи, в которых автор выступает замечательным пси­хологом (этот прием более характерен для поздней ли­тературы, особенно для Достоевского и Толстого). 10-я глава романа посвящена такому спору. Павел Петрович вышел к вечернему чаю, уже готовый к бою с «господи­ном нигилистом», весь «горел от нетерпения», хотя и обещал брату «не позабыться». Базаров же отвечал ему «ленивым голосом». Этих деталей достаточно, чтобы понять отношение друг к другу «отцов и детей». Писа­тель только отмечает, что победа осталась на стороне более сильного противника, поэтому Павел Петрович не сдержался.

Но, конечно, яснее всего выражаются идейные про­тиворечия эпохи в самих спорах. Лаконично, как это вообще свойственно ему, Тургенев сумел выразить в спо­рах между Базаровым и другими героями разные точки зрения на волнующее общество вопросы: о русском на­роде и его судьбе, о путях развития страны, об отноше­нии к существующим порядкам, о семье, о браке, об ис­кусстве. Эти вопросы разделяли тогдашнее мыслящее общество на революционеров-демократов, либералов и консерваторов.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.