Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Булгакова М. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Нравственные эксперименты воланда в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Если попытаться определить одним словом богатство идей и образов романа «Мастер и Маргарита», то можно сказать, что это — роман-испытание. Каждый из героев, даже самый ничтожный, второстепенный, становится участником фанта­стического эксперимента. Может быть, этот самый герой ни­когда и в глаза не видел Воланда, но тем не менее сам сатана испытывает его. В человеке исследуется способность к добру, милосердию, любви, верности, решимости. Поразительно, что подобные эксперименты проводит именно сатана и никто дру­гой. Будучи представителем темных сил, он в то же время является провозвестником добра.

С более или менее значимыми героями Воланд разгова­ривает лично. Причем беседа с ними больше напоминает до­прос. В первой же главе происходит знаменательный разго­вор на Патриарших прудах поэта Ивана Бездомного и редактора Берлиоза с очень странным незнакомцем. Оба — члены МАССОЛИТа — убежденные атеисты. Первый — не­вежественный, пусть и претендующий на звание поэта, вто­рой — вполне образованный, так сказать «подкованный», в научном плане атеист.

Загадочный иностранный профессор («шпион») предска­зывает смерть Берлиоза. Собственно, после того, как тому отрезало трамваем голову, и начинается испытание для Ива­на Бездомного. Он уже понимает, что на Патриарших они имели дело с какой-то нечистой силой, в мозг его с порази­тельной ясностью впечатался рассказ незнакомца о Понтии Пилате. Бездомный ни минуты не сомневается, что таинствен­ный профессор действительно сам присутствовал при разго­воре Пилата с Иешуа. Но разве мог кто-нибудь поверить столь неправдоподобному рассказу, тем более в антирелигиозно настроенной Москве? Вполне естественно, что несчастного поэта принимают за сумасшедшего. Да и у читателя поначалу этот герой вызывает желание посмеяться над ним — уж слиш­ком нелепо выглядит оборванная фигура в кальсонах, с укра­денными иконкой и свечой в руках.

Но именно Бездомный, вызывающий жалостливую улыб­ку у читателя, и проходит испытание Воланда!

Поэт — человек немного наивный, доверчивый. Он бес­прекословно поверил Мастеру, когда тот объявил, что незна­комец в парке — сам сатана, поверил и в печальную историю о любви и сожженной рукописи. Разговор с Мастером при­водит к некоему прозрению, поэтому Бездомный открыто и прямо может заявить, что стихи его не просто бездарны — чу­довищны! Ивана Мастер впоследствии назовет своим уче­ником, конечно не в литературном плане.

Другие эксперименты Воланда не столь успешны, если рас­сматривать их с точки зрения общечеловеческой морали. Воланд прибыл в Москву убедиться, что люди изменились. И сам же на выступлении в Варьете говорит о том, что люди остались такими же, то есть мелочными, жадными до денег и вещей. И вдобавок ко всему теперь москвичам не дает покоя «квартирный вопрос». Вокруг пресловутого вопроса вертит­ся немало человеческих судеб. Огромное количество людей в безудержном стремлении расширить уже имеющуюся или приобрести новую жилплощадь не гнушается ничем: ни про­шениями, ни мольбами, ни кляузами, ни доносами. Харак­терный представитель таких людей — киевский дядюшка умершего Берлиоза. Он поражает своей цепкостью и изво­ротливостью в желании завладеть квартирой племянника. Ему, естественно, не удается задуманное. Воланд не позволя­ет таким людям выигрывать.

И подобных героев, цепких, жадных, трусливых, на стра­ницах романа встречается немало. Тут и председатель жилто-варищества Никанор Иванович Босой, берущий взятки лег­ко и изящно, и распутный пьяница Степа Лиходеев, и Варенуха, и Римский, и Семплеяров, и все посетители Варьете. Среди них вряд ли отыщется хотя бы один истинно благородный, добродетельный человек.

Самое же трудное испытание выпадает, безусловно, Ма­стеру и Маргарите. Они выдерживают его, но вовсе не пото­му, что идеальны. Нет, они обладают многими человечески­ми слабостями и недостатками. Но зато они умеют любить и во имя этой любви стремятся спасти друг друга, оградить от бед.

Маргарита ради возлюбленного готова продать душу дья­волу и действительно делает это при первой же возможнос­ти, ничуть не сожалея. Когда же Воланд просит ее назвать свое желание, она вдруг вспоминает о несчастной Фриде, убившей своего ребенка, и просит за нее. Воланд с явной иро­нией спрашивает Маргариту: неужели она является столь высокоморальным человеком? Маргарита отвечает, что ее просьба была вызвана вовсе не высоким порывом души, а нежеланием обмануть человека, которому подала надежду. Но это и есть милосердие самой высокой пробы, милосердие, не считающее себя добродетелью. За одно это Маргарита заслу­живает счастья с любимым.

Мастер также заслужил и любовь, и воскрешение своей рукописи, и вечный покой. Да, он был слаб, он сжег свой ро­ман, пожираемый неведомым страхом, он утратил веру в себя и в дело своей жизни. Но эта слабость стократ искупается его любовью, верностью и добротой.

Роман Булгакова служит вечным напоминанием о том, что зло и недобропорядочность — наказуемы, добродетель — все­побеждающа, а грехи, как бы тяжелы они ни были, искупают­ся искренним раскаянием.

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.