Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Тургенева И. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Характер конфликта в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Общественно-политическая и историческая обстановка в России в конце 50-х годов XIX века была очень неясной и напряженной. Поражение в Крымской войне, рост активности народных и общественных масс, кризис помещичьего хозяйства, начало изменения сознания людей заставляли переоце­нивать ведущую роль русского дворянства и русской аристо­кратии как основы культурно-нравственной и социальной прочности России. Этот исторический период знаменуется по­явлением «новых людей» — разночинцев — образованных ин­теллигентов, которые заявляют о своем неприятии нравствен­ных и культурных норм жизни дворянства и, основываясь на материалистическом мировоззрении, говорят о необходимости изменения жизни в России, вплоть до смены социального строя путем революции. Под сомнение ставятся нравственные идеа­лы дворян, культура, искусство, религия — словом, все, на чем держалось идеалистическое мировоззрение русской арис­тократии. Естественно, что такое различие во взглядах не могло не породить конфликт между этими общественными группами. Случалось, что противоречия между ними прояв­лялись не только в полемике между органами печати, пред­ставлявшими два этих лагеря (например, «Современник», с одной стороны, и «Русский вестник» — с другой), но прони­кали и в быт, в семью, и различие взглядов на жизнь вызывало споры и противостояние между близкими людьми, которые являлись представителями двух поколений — поколения отцов и поколения детей. Именно социальное противоречие и легло в основу конфликта романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Однако нужно отметить, что конфликт в произведении многоплановый: он заключает в себе не только столкновения и споры главного героя — нигилиста Базарова — с аристокра­том Павлом Петровичем Кирсановым или скрытое противоре­чие между Базаровым и Аркадием — факторы, которые обыч­но называют определяющими конфликта между «отцами» и «детьми». Это и любовный конфликт, изображенный автором в отношениях между Базаровым и Одинцовой; это и внутрен­ний конфликт Базарова (конфликт с самим собой), в конце романа понимающего, что, возможно, его убеждения не так уж правильны, как он предполагал ранее; это и тщательно завуалированный конфликт автора со своими героями, выра­зившийся в различных художественных деталях и приемах, используемых им. (Примеры дальше.)

Основной конфликт произведения — это конфликт обще­ственно-политический, конфликт отцов и детей — представи­телей дворянства с разночинцами. Таких людей, которые, по мнению автора, живут мыслями уходящего времени и уходя­щими представлениями о жизни, и новыми идеями, направ­лениями, мыслями, рожденными новым временем. Подтверж­дением тому, что социальный конфликт является основным в произведении, служит и характер избранных автором художе­ственных средств: портреты героев, их одежда, описание пей­зажа, речь — все говорит о различии представителей этих двух лагерей, между которыми происходит главный конфликт. В основном он раскрывается в трех спорах Базарова с Павлом Петровичем, в спорах, предметом которых являются вопросы, волнующие передовых людей того времени: отношение к роли дворянства в обществе, к науке, к русскому народу, к искусству и к природе. Естественно, что точки зрения героев определя­ются их противоположными друг другу мировоззрениями. Павел Петрович считает, что аристократия — движущая сила общественного развития; его идеал общественного устройст­ва — «английская свобода», то есть конституционная монар­хия. Кирсанов делает упор на либерализм, то есть на (его основной принцип) сохранение строя при реформах в общест­венном укладе жизни. Базарова такая позиция не устраивает. Ему нужно изменить социальный строй, он за революцию, и поэтому он отвергает либерализм и отрицает ведущую роль дворянства (в русском обществе) как неспособного к решитель­ным действиям.

Вопрос о социальных изменениях и революции ставится и в споре о народе, и в споре о нигилизме. Кирсанов не может смириться со все отрицающей позицией нигилистов; для него кажется диким, если человек лишен принципов в жизни. «Вас всего четыре с половиной человека», — заявляет он Базарову. И в ответе Евгения автор снова намекает на социальный взрыв: «От копеечной свечи Москва сгорела», — говорит главный герой. Базаров отрицает все: религию, искусство, самодержавно-крепостнический строй, — во многом из-за того, что видит косность, лживость проявления этих понятий в настоящей жизни, ханжество морали, ветхость и загнивание вообще всей государственной системы. Недаром в 1859 году, когда проис­ходит действие романа, царское правительство стояло на по­роге социальных потрясений и переживало кризис.

Нужно отметить, что в образе Павла Петровича Тургенев сумел соединить два противоположных направления: западни­чество и славянофильство. При всей своей любви к английско­му стилю жизни Кирсанов в то же время прославляет крес­тьянскую общину, семью, религиозность и патриархальность русского мужика. Базаров же заявляет, что народ не понимает собственных интересов, он темен и невежествен, и считает, что только при длительной «работе» с народом можно превратить его из реакционной в революционную силу.

Павел Петрович восхищается искусством, считая его сти­мулом для нравственного развития человека. Базаров все рас­сматривает с точки зрения практической пользы, поэтому «природа не храм, а мастерская», поэтому и «Рафаэль гроша ломаного не стоит».

После первого знакомства с романом кажется, что и ком­позиция произведения, и сюжет, и художественные детали — все направлено на раскрытие основного — общественно-поли­тического — конфликта «Отцов и детей». Но это не так.

И. С. Тургеневу, безусловно, нужно было показать противоре­чивость взглядов отцов и детей, их столкновения по различным вопросам, однако и в этих столкновениях и спорах для него было важнее раскрыть внутренний конфликт как «отцов», так и «детей». Автор сомневается в ведущей роли дворянства в обществе; образы «дворянского гнезда» Кирсановых, его жи­телей, достаточно часто изображаются писателем с легкой иро­нией — вспомним хотя бы дуэль Павла Петровича с Базаро­вым. Читатель может заметить целый ряд противоречий, сви­детельствующих о каком-то внутреннем разладе в дворянской среде: Николай Петрович хочет устроить фабрику с наемными рабочими — вроде бы прогресс, вклад в развитие капиталис­тических отношений, — но у него ничего не получается; вся жизнь Павла Петровича, умного, образованного и талантливо­го человека, была посвящена «погоне» за женщиной; Аркадий, который, казалось бы, принимает сторону Базарова, в конце концов не может расстаться с «отцовским» взглядом на жизнь. Все эти факторы говорят о начавшемся процессе оскудения и расслоения дворянства, отмеченного Тургеневым еще в рома­нах «Дворянское гнездо» и «Рудин». В описании этого оску­дения русской аристократии, процесса снижения обществен­ной роли дворянства Тургенев предвосхитил А. П. Чехова и И. А. Бунина, которые в своих рассказах и пьесах изобразили уже полное оскудение дворянских гнезд и потерю того досто­инства и чести дворянина, которые были присущи русской аристократии первой половины XIX века.

Переживает глубокий внутренний конфликт и главный герой романа. Как уже было сказано, автор испытывает на прочность убеждения Базарова, проверяет их жизнеспособ­ность. И оказывается, что представления Евгения не так уж правильны и верны в реальной жизни, как в его спорах с Павлом Петровичем. Базаров говорит о своей близости к народу («Мой дед землю пахал...»), а простой мужик не принимает его, называя «шутом гороховым»; он выглядит холодным и равнодушным по отношению к своим родителям, которые души в нем не чают, а сам пытается всеми силами подавить в себе ответные чувства; он заявляет, что природа не храм, а мастерская, и объясняет все движения человеческого сердца лишь физиологией, а сам влюбляется в Одинцову и в задум­чивости бродит по лесам в ее имении. Без сомнения, натура Базарова очень противоречива, и, хотя автор показывает чи­тателю, что убеждения главного героя рушатся при столкно­вении с реальной жизнью, Тургеневу важно понять, что сде­лают такие, как Базаров, в России, чем обернется и конфликт отцов и детей, и внутренний конфликт «новых людей» в мас­штабе государства. В этом смысле важен еще один конфликт произведения — философский: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?» — спрашивает Базаров перед смертью. Мотив назначения, смысла жизни постоянно присут­ствует в произведении, а в образе Базарова он выливается в целый конфликт между жизнью и смертью. В разговоре с Аркадием под стогом сена Евгений высказывается о смысле своей жизни и замечает, что он умрет и из него «лопух расти будет», то есть Базаров снова утверждает свой материалисти­ческий взгляд на мир: после смерти от него ничего не останется. Однако в конце романа автор показывает, что главный герой во многом переосмысливает свои убеждения, понимая, что в тот трагический момент, перед лицом смерти, они оказывают­ся бессмысленными, — недаром Базаров, отрицавший рели­гию, соглашается причаститься перед своей кончиной. Внут­ренний конфликт главного героя разрешается автором не в пользу его убеждений (хотя Базаров не отвергает их), но в пользу его сущности, его сильного характера. Смерть Базарова не разрешает всех конфликтов в произведении: Тургенев не показывает читателю ясного решения социального конфликта, конфликта между двумя общественными силами. Автору сложно было определить свое отношение к главному герою, к его исторической роли, и поэтому, изобразив этот неоднознач­ный образ в романе и показав противоречия, перед которыми встают его герои, он завершает произведение мягкими, лирич­ными красками: «...полуденный зной проходит, и настает вечер и ночь, а там и возвращение в тихое убежище, где сладко спится измученным и усталым». Базаров появляется в романе из туманной дали, куда смотрит Петрушка, слуга Кирсанова, в этой неясной дали он исчезает после своей смерти — Тургенев не знал, что делать со своим героем, и лишь указывал, что Базаровы — это люди, стоящие в преддверии будущего; в на­стоящем же автору сложно было определить их место и их роль.

Название романа «Отцы и дети» наталкивает читателя на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос — противоречия между поколениями. Он действительно ставится автором, но на самом деле Тургенев поднимает куда более Глубокие социально-психологические, нравственные и фило­софские вопросы. Писатель не знал, когда, как эти вопросы будут решаться в реальной жизни, и дал ответ лишь на неко­торые из них, но то, что они были подняты, — огромная за­слуга И. С. Тургенева.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.