Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Тургенева И. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Способы раскрытия образа Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В романе «Отцы и дети» нашла отражение пореформенная эпоха рус­ской жизни в середине XIX века. В это время в России шла упорная общественно-политическая борьба между буржуазно-дворянскими либе­ралами и разночинцами-демократами. Демократы стояли за коренные изменения в общественном строе государства революционным путем, в то время как либералы склонялись к изменениям путем реформ. Споры велись вокруг главных проблем того времени: о долге перед государством и обществом, о дальнейших путях развития России, об отношении к поме­щичьей собственности, о науке, культуре, о дворянском культурном на­следии, о воспитании и др.

Название романа имеет глубокий смысл: под «детьми» в нем понима­ются сторонники новых передовых идей, под «отцами» - люди, которые в прошлом играли важную роль в развитии России, а теперь с течением времени утратили понимание важнейших задач современности.

Представителями «детей» в романе является Евгений Базаров. Он - разночинец-демократ, «мыслящий пролетарий», убежденный противник дворянско-крепостнического строя, прошедший суровую школу труда, са­мостоятельно мыслящий и независимый.

Внешне Базаров непривлекателен: красные руки, «длинное худое лицо», «заостренный нос», но в каждом его слове и движении ощущается ум и уверенность в себе.

Базаров называет себя «нигилистом», то есть человеком, не склоняю­щимся ни перед какими авторитетами, все подвергающим суду мысли и научному обоснованию. Сюжет романа строится на столкновении Базаро­ва с миром аристократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров чужд аристократическому этикету и условностям.

В споре с «барчуками проклятыми» и раскрываются взгляды нилигиста.

Базаров все меряет и оценивает с точки зрения пользы и полезности: Точно так же им оценивается и природа: «Природа не храм, а мастерс­кая», - заявляет он. Базаров не принимает природу как нечто непости­жимое и неразгаданное. По Тургеневу, природа есть живой организм, жи­вущий своей собственной жизнью, человеку неподвластной. Базаров гово­рит о природе как о мастерской, где хозяин — человек, где все подчиняется его воле. Эта позиция в корне чужда Тургеневу, и сухие рассуждения Базарова автор дает в контрасте с поэтическим описанием природы, как бы споря с Базаровым и его взглядами. Но этот спор отличается от дискуссий с Павлом Петровичем Кирсановым. В качестве доказательств выступают не сухие умозаключения, а живая природа, вечные истины. Проверка взглядов Базарова приводит к тому, что торжествует природа и вечные непреходящие ценности.

В романе широко используется прием контраста: Базаров противопо­ставляется Павлу Петровичу Кирсанову, демократизм одного - аристок­ратизму другого. Последовательность, убежденность, воля и целеустрем­ленность Базарова контрастируют с позицией Аркадия, с его «случайны­ми» убеждениями, мягкотелостью и отсутствием цели.

Именно во взаимоотношении с различными персонажами и раскрыва­ется характер Базарова. В спорах с Павлом Петровичем проявляется ум, твердость и ясность мысли, обоснованность взглядов, умение отстаивать свои позиции, с Аркадием - талант лидера, способность увлекать моло­дежь своими идеями, с Одинцовой - недюжинная душевная сила, способ­ная к пламенной любви.

Базаров чужд миру прекрасного, он не понимает, как можно наслаж­даться поэзией или играть на виолончели. По его мнению, «Рафаэль гро­ша медного не стоит», а «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Все это, по мнению Д. И. Писарева, объясняется, «во-пер­вых, односторонностью развития, во-вторых, общим характером эпохи». Чтобы полнее раскрыть характер своего героя, Тургенев проводит его через испытание любовью. После знакомства Базарова с Одинцовой в герое начинают происходить изменения. Он понял, что отвернуться от Одинцовоя у него нету сил и что «таинственный взгляд» между мужчи­ной и женщиной, над которым он так иронизировал ранее, действительно существует.

Базаров страстно влюбляется, тем самым приобщается к духовному миру, который еще недавно отрицал. Жизнь оказывается значительно сложнее его построений. Он понимает, что его чувство отнюдь не исчерпы­вается физиологией и с негодованием находит в себе тот самый роман­тизм, проявление которого в других высмеивал.

Спровоцированный Одинцовой на объяснение, Базаров признается ей в любви, но она, испугавшись силы и глубины его чувства, отказывает ему.

Неразделенная любовь разрушает Базарова: он впадает в тоску, нигде не может найти себе места и начинает заниматься самокопательством, что до сих пор считал признаком слабости. Он исследует себя до самых со­кровенных глубин. Это уже следующая ступень его духовной эволюции: теперь он начинает философствовать и осознавать безысходность своей позиции в мире. Любовь пустила глубокие корни в душе Базарова: после долгих раздумий и сложной внутренней борьбы он, как человек огромной силы воли, пытается преодолеть в себе романтизм, пытается взять себя в руки, но как бы ни старался Базаров, ему не удастся стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой.

Базаров, сам того не желая, меняется, его философия терпит крах. Тем самым Тургенев показывает, что вечные человеческие ценности одер­живают верх над всякими политическими воззрениями и идеалами.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.